Встречи и открытия в летнем университете VkontakteFacebook

Встречи и открытия в летнем университетеВстречи и открытия в летнем университетеВстречи и открытия в летнем университетеВстречи и открытия в летнем университете

Завершился еще один сезон Летнего университета на острове Кижи. Семь студенческих и две взрослых сессии прошли творчески и продуктивно. В основе методики работы с группами в Летнем университете лежит встреча – встреча с памятниками, людьми, природой, во время которой происходит удивление, познавание и открытие, а полученные знания становятся живыми, эмоционально окрашенными, личностно значимыми. В этом году такая встреча с островом состоялась для 75 студентов и 47 педагогов, музейных сотрудников, творческих работников культуры из Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Архангельска и других городов РФ.

В 2008 году по итогам Всероссийского конкурса на острове Кижи было реализовано шесть проектов. Студенты знакомились с уникальными памятниками архитектуры, истории, культуры, природными объектами, заповедным ландшафтом острова Кижи – особо ценным объектом наследия РФ и Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Именно изучению и осмыслению Кижского архитектурного ансамбля как памятника ЮНЕСКО была посвящена сессия студентов РГПУ им.А.И.Герцена (Санкт-Петербург) по проекту «Всемирное наследие России». Во время социокультурной практики студентки факультета философии человека, будущие культурологи познакомились с историей включения ансамбля в Список ЮНЕСКО, с деятельностью музея по его изучению и сохранению. С помощью В.А Гущиной представили Кижский погост «в лицах», узнав о людях, чья жизнь и деятельность неотделима от его истории. Собранный материал войдет в разрабатываемую участниками проекта энциклопедию по Всемирному наследию России.

«Кижи в зеркале прессы» - так называлась сессия ЛУ для студентов петрозаводских ВУЗов, членов Международного клуба «Сольвейг», участников группы «Авард-журналисты», редакторов газеты «Факультет» (КГПУ), которые впервые приехали на остров для прохождения журналисткой практики. Перед студентами стояли очень серьезные задачи: познакомиться с музейной экспозицией, сотрудниками острова и рассказать о своих впечатлениях в журналистских материалах. Остров стал для них местом творческого вдохновения и профессионального совершенствования, местом отдыха и открытия себя. Ежедневно после экскурсий и встреч студенты впервые делились своими впечатлениями на Интернет-форуме музея в рубрике «Кижи глазами молодых» и вечерних пресс-клубах. Итогом плодотворной работы стал вестник студенческой практики «Кижский автограф», статьи об острове и его людях: которые составят сборник студенческих журналистских материалов «Люди острова Кижи».

Вновь в Летнем университете побывали студенты исторического факультета ПетрГУ, чтобы «погрузиться» в музейную жизнь острова. Шестидневные семинары по теме «Музей и туризм» двух групп студентов специализации «историко-культурный туризм» завершались деловой игрой, в ходе которой студенты занимались учебным проектированием новых интерактивных экскурсионно-туристических программ для посетителей музея-заповедника «Кижи». Порадовали активность и заинтересованность студентов во время разработки и защиты проектов. Главным открытием для них стал огромный туристский потенциал острова, а личным приобретением – умение работать в команде. Традиционным стало участие студентов ПетрГУ в экологической акции «Очистим планету от мусора», организуемую отделом сохранения и мониторинга природного наследия музея-заповедника «Кижи».

Тайны педагогического мастерства и возможности музейной педагогики открывали для себя учащиеся Педагогического колледжа – давнего партнера музея и студенты факультета начального образования КГПУ, впервые побывавшие на практике на острове Кижи. Здесь будущие педагоги получили возможность через экскурсии, музейные занятия, знакомство с фольклором увидеть образовательный потенциал наследия народов Карелии и обогатить свою «копилку педагогических идей», а научно-методический фонд РДМЦ в свою очередь пополнился разработками новых музейных занятий и электронной игрой «Семья: традиции и современность», разработанных студентами в ходе практики.

Следует отметить, что тема семьи стала основной для летнего образовательного сезона 2008 года. Все группы тем или иным образом коснулись ее, знакомясь во время посещения экспозиций, фондов и встреч с сотрудниками музея с бытовым укладом, традициями, хозяйственными занятиями и духовной жизнью крестьянской семьи. Например, под знаком года семьи прошла на острове музейно-графическая практика студентов факультета дизайн Международного Славянского института на тему «Пленэр на о.Кижи. Концептуальный образ семьи и острова Кижи». Молодые художники создали более 60 работ, ярких и индивидуальных. Главное, что, по мнению сотрудников музея, удалось начинающим художникам, это уловить и правильно отразить пропорциональность северных домов и храмов и их гармонию с природным окружением. Однако студенты не только работали на пленэре, но и как будущие дизайнеры попробовали разработать эскизы проектов выставки на семейную тему.

Своими впечатлениями от Встречи с островом участники делились в «открытках с острова». Каждый писал родным и близким о своем открытии – о таинственном острове и его нетронутой, сказочной природе, о венце творения северных зодчих - Кижском архитектурном ансамбле и его живой музыке, о богатых музейных фондах и о церквях и домах, «похожих на волшебных гномиков в забавных шляпках». «Мы чувствуем доброе отношение острова к себе, «тепло» севера, покровительство величественного Преображенского собора в окружении простоты, теплоты и уюта, исходящих от жителей острова и сотрудников музея-заповедника» написали в своей открытке студентки из Санкт-Петербурга. Хочется сердечно поблагодарить всех сотрудников, все службы музея, принимавших участие в реализации программ Летнего университета, обеспечивавших безопасность и спокойное пребывание групп на острове и сделавших Встречу с ним запоминающейся и радостной.

Еще на протяжении многих дней и недель после возвращения с острова ребята находились под влиянием гармонии и теплоты «живого» острова. Для некоторых жизнь разделилась на «до Кижей» и «после Кижей». А Кижи стали местом, где они по-новому взглянули на себя, свой мир, свою малую родину, получили новые знания. Здесь стало понятно «к чему нам стоит стремиться: создать гармонию внутри и вокруг и нести людям свет и добро, пропуская их через себя» (Кира Кузнецова, РГПУ им.А.И.Герцена, Санкт-Петербург).

Летний университет продолжает пополнять копилку идей по методике образования «культурой» молодежи на основе активного использования потенциала историко-культурного и природного наследия острова Кижи и приглашает к сотрудничеству.

Светлана МИТРУКОВА, куратор проекта «Летний университет на о.Кижи»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф