Мой первый сноп Vkontakte@kizhi

Мой первый сноп

«У нас сегодня жатва,— торжественно произнес Юрий Протасов,— ПВЦ принимает участие?» Это было предложение, от которого невозможно отказаться.

На экспозиционном поле уже осыпался овес. Конец августа не задался, несколько дней подряд шли дожди, было сыро и холодно. Ждали погоды. Наконец выглянуло солнце, и народ — участники ФЭТ в народных костюмах: Жанна Гвоздева, Анастасия Попова, Влада Кантор, Ксюша Наумова, Яна Иванова, Валя Тере, Олег Скобелев — отправился в поле. Поволачилась и я — в обычном облике и с обычными мыслями музейного педагога о способах интерпретации историко-культурного наследия и сотрудника ПВЦ, который — лично! — может освоить новое. Традиционно в жатве принимали участие женщины, но нам без разъяснений, присутствия и догляда ведущего инженера О. Скобелева и начальника отдела природы Ю. Протасова было не справиться. Жать серпом умела только Валя Тере, ее этому занятию, как и многим другим, научила бабушка. Не перестаю удивляться, сколько всего из крестьянского труда умеет эта славная современная девочка.

Юрий Геннадьевич начал комментировать: «Овес — яровая культура, высевают весной, жнут осенью. Заводим серп, захватываем левой рукой колосья в пясточку, серп мягко без усилий правой рукой ведем на себя и направо, срезаем. Должна остаться такая короткая стерня. Пясточку складываем, делаем вязку из стеблей, складываем в будущий сноп. Когда набирается уже приличное количество этих пясточек, вяжем сноп. Снопы складывают по 10 штук в барабаны, или бараны». Все понятно! Берем серпы, склоняемся… Кажется, не получается не только у меня. Нужны крепкие пальцы, особая сноровка, чтобы срезать серпом пучок колосьев. На серпе, оказывается, есть почти незаметные насечки, и, если неправильно им повести, он не режет, а рвет стебли. «Не отставляйте мизинец, чтобы не пораниться»,— советует Олег. Очень своевременное замечание.

Жницы пошли поперек полоски овса, каждая старается, жнет. Солнце светит, золотит стебли и колосья. Яркими пятнами ситцевых сарафанов расцвечено поле в экспозиции музея. Туристы с интересом останавливаются, наблюдают — живой музей. Уже красиво, ритмично, ладно получается. Юные девушки стараются не отставать. Темп задают Жанна Гвоздева и Анастасия Попова, у них быстро появляется сноровка, движения величавые, плавные, будто всю жизнь этим занимались. Попробовали петь. Ведь есть же специальные песни, которые сопровождают трудовой процесс,— так в теории. Практика показала другое: сбивается дыхание, пропадает ритм. Тяжело петь во время жатвы.

Трудно работать внаклонку. Начинает ломить поясницу, тянет руки. Как моя бабушка говорила, немято тело попало в дело. А края полоски не видно. Когда же все закончится? Наконец, Юрий Геннадьевич позволил связать сноп. Это первый сноп ПВЦ! Какое удовольствие приобщиться к традиционному крестьянскому труду.

«Главная красота в этом,— Олег Скобелев с гордостью и хозяйской заботой оглядывает экспозиционное поле,— музей не экскурсионное бюро, где главное все рассказать, все со слов. А тут можно посмотреть, поучаствовать, попробовать, как все это делается». И продолжает: «Русский человек чувствует красоту поля. Хоть крестьянский труд однообразен, но увлекателен. Традиции крестьянского труда на поле утрачены. Нам, музейщикам, чтобы восстановить это занятие как в старину, пришлось обращаться к местным старожилам. Вера Николаевна Егорова показала традиционную вязку из стеблей ржи и пшеницы, они напоминают детские куколки. Она же показала, как собирают в снопы, связывают их, ставят на поле. Снопы сушили на зародах, досушивали в риге».

Музей уже с 1993 года занимается возделыванием земли, пробовали сеять традиционные для Севера лен, гречу, рожь, овес, используя систему трехполья. Озимую рожь сеют осенью, и она уже дала всходы — значит следующей осенью на экспозиционном поле снова будет жатва!

Ирина СЕРГЕЕВА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф