Святки: страшные и святые вечера Vkontakte@kizhi

Святки: страшные и святые вечераСвятки: страшные и святые вечера

Как справляли Новый год и Рождество в Олонецкой губернии По страницам газеты «Олонецкие губернские ведомости»

В крестьянском быту святки считались самым большим, шумным и веселым праздником — праздником молодежи по преимуществу. С особым нетерпением ожидали их девушки, предчувствуя целый ряд забав и развлечений. Начинались святки с Николина дня 19 декабря и завершались Крещением 19 января. Гадали со дня Спиридона-поворота 25 декабря, когда «солнце поворотит на лето, зима — на мороз». Однако главные святочные действия брали начало с Рождественского сочельника 6 января. День Рождества Христова 7 января почитался одним из самых великих праздников. Святочные вечера с 7 по 13 января (Васильевский вечер, Новый год) считались святыми, а с 13 по 19 — страшными.

Рассказать о том, что происходило в святочные дни в Олонецкой губернии и Петрозаводске, поможет газета «Олонецкие губернские ведомости». В одном из номеров за 1843 год смысл праздника определен довольно кратко: «Святки состоят в песнях, гаданиях и переодеваниях, при которых одевают маски или, говоря по-русски, хари».

Песни

В Рождество пели много колядных песен. Из дома в дом переходили колядовщики, славя хозяев дома, получая взамен деньги и еду. С бумажной звездой ходили христославцы-дети, исполняя церковные рождественские песнопения. Вот как описывает рождественское утро в одной из пудожских деревень газета «Олонецкие губернские ведомости» за 1879 год:

«В Рождество, еще до звона к утрени, ходят нищие славить Христа, им подают маленькие хлебцы, называемые коровашками, отчего нищие здесь называются коровашниками. С десяти часов утра ходят дети и поют первую песнь канона и тропарь праздника, им на артель человек в 10 дают по два или три пряника, пряники делят, когда обойдут несколько деревень. Затем ходят девицы (невесты) и поют также первую песнь канона и тропарь… Наконец, идут женщины и потом мужики, поют не в домах, а под окнами».

В ответ хозяин дает деньги — не менее 10 копеек, и дарит Рождественскими козульками, пряничками из пресного белого или черного теста в виде животного или птицы. Козульку берегут из года в год, чтобы скотина ходила домой и плодилась и чтобы любил ее дворовый хозяин. А деньги тратят поскорее: на «колядовые» деньги нельзя покупать что-то полезное.

Гадания

«О святках чудится»,— говорит народ. Гадание составляло любимейшее святочное развлечение девушек. Гадали дома, у соседей, на бесёдах и вечеринках, чтобы узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж. Одним из стариннейших гаданий было гадание с петухом:

«… в избе чертят круг, и в разных местах этого круга положив по горсти овса, на одну кладут — кольцо, на другую — щепку, на третью — монету, на четвертую — горсть земли, на пятую — воду и т. д. «(„Олонецкие губернские ведомости“, 1843 г.)

В центр круга ставили петуха и смотрели, к какой горсти овса он подойдет. Кольцо означало брак, щепка или земля — смерть, монета — богатство.

«… в святки почти ежедневно выносят из избы утром сор, бросают его на дорогу и примечают, откуда и кто первый пройдет по этому сору, оттуда и таков будет и жених».

«… у спящей девушки кладут в косу замок, запирают его и убирают ключ. Сделать это нужно тихо, чтобы девушка не слышала. Запирая, произносят: „Богосуженой, богоряженой, приди косы отомкнуть“. („Олонецкие губернские ведомости“, 1893 г.)

Бросали за ворота башмачки, подслушивали под окнами разговоры, спрашивали имена встречающихся по дороге… Но самые страшные гадания начинались в ночь под Новый год. В эти вечера, говорит народная легенда, Бог, на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустили чертей погулять. Самыми верными и действенными считались гадания под Новый год и в страшные вечера, если только гадающий не забудет соблюсти все необходимые условия, то есть, будет гадать без креста, без пояса и не благословясь.

«Около полуночи, когда все уже спят и птичка не ворохнется, девица выходит на крыльцо и произносит три раза: „Беде и богосуженой, беде и богоряженой, приходи со мной в зеркало смотреться“, и затем возвращается в избу, не перекрестив, конечно, дверей. В избе она садится к столу, на котором положено зеркало и свечка, и смотрит в зеркало. Иногда гадальщица слышит, что кто-то подъезжает или подходит к дому, поднимается на крыльцо, выходит в сени, отворяет дверь в избу и вот приближается к ней. Девица сидит, обернувшись спиной к дверям, и видеть вошедшего не может. Если у гадальщицы хватит мужества просидеть молча и не оглядываясь, то пришедший подходит, смотрит через ея плечо в зеркало и затем скрывается. Впоследствии оказывается, что смотревший был точь-в-точь как ея жених и муж».

«Ночное подслушивание происходит за деревней, на росстанях, на озере или реке». Известно, что перекресток дорог — любимое место нечистой силы. «Чаще всего ночью слушать идут несколько человек вместе, так как один редко кто решался. Выйдя за деревню, на открытое место, где все садятся в круг, обернувшись лицом друг к другу. Когда все усядутся, один из присутствующих начинает „зачураться“, то есть обводить сковородником по снегу три круговых черты»… Следует заметить, что, отправляясь слушать, оставляют дома шейные кресты, с крестом ничего не почудится. А так как к человеку без креста доступ нечистой силы легок, то охраной от этой силы и служат круги. Ни пошевелиться, ни оглянуться, ни заговорить во все то время, как слушают, нельзя.

«Если почудится звон колокольчиков, лошадиный топот, веселое пение, лай собак, то жди свадьбы и радости. Если лай хриплый — жених старый, если звонкий — молодой. А если услышишь плач, крик совы, погребальное пение, жди печали, долгого девичества». («Олонецкие губернские ведомости», 1893)

Страшные гадания почитались за грех, но еще больший грех совершали те, кто рядился и надевал маски.

Ряженье

В святки, писала газета «Олонецкие губернские ведомости» за 1843 год, рядятся все «от богатого помещика до сидельца в мучной лавке». Шумной, веселой ватагой врывались маскированные в дома, плясали, пели, разыгрывали сценки, в которых действовали царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф, Стенька Разин с разбойниками, придурковатый барин с хитрым кучером… Ряженые были одеты: мужчины — в женщин и наоборот, а среди них — медведи, волки, быки и петухи, цыганки, мельники и кузнецы. Лица ряженых закрыты маской, а чаще полотенцем или платком, и они ходят компаниями от одной бесёды к другой, от одного дома к другому, затевают игры и пляски, и смешат. И страшат всех.

В Олонецкой губернии и Петрозаводске ряженых называли хухляками, от слова «хухля» или «хохля» (в смысле брани или шутки). В «Олонецких губернских ведомостях» за 1896 год описываются святки, прошедшие в Петрозаводске: «Преимущественно хухляки — парни и девки „на возрасте“. Ходят со своими музыкантами (гитары, бубны, цимбалы, сопели, скрипки, гармоники), партиями от 5 до 10 человек, пляшут с гостями домохозяина и, получив угощение, или без него идут далее».

В святочных ряженьях 1895 года в Петрозаводске принимали участие не только так называемые «заводские», но и чиновники, и вся интеллигенция вообще. Получалось нечто вроде «святочного карнавала».

Заканчивались святки в день Богоявления (Крещенья). По народному представлению в ночь с 18 на 19 января в реке купается сам Иисус Христос, поэтому во всех реках и озерах вода «колышется», и, чтобы заметить это чудное явление, надо прийти в самую полночь к реке и ждать у проруби в канун Крещения, вода считалась целебной. В день Крещения особые мастера-любители, испросив благословения у священника, вырубали во льду крест-»сердань». На торжество собиралась масса народа, так что иногда лед трещал под тяжестью молящихся. Привлекала не только красота богослужения, но и купание многих из хухляков, которые очищали себя по обету от святочных прегрешений. Да и каждому прихожанину после святок необходимо было помолиться, испить священной воды и омыть ею лицо.

Регина КАЛАШНИКОВА, начальник отдела фольклора

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф