Гадание на бычьей шкуре Vkontakte@kizhi

Мария Федоровна Дьякова (справа) 1959 г., с. Сенная Губа

Этот материал был написан мной после разговора с внучкой Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева — сказителя из Гарниц, что на Большом Клименецком острове — Марией Федоровной Коваленко (Дьяковой) в Петрозаводске в 1997 году.

Последние годы Мария Федоровна жила в Крыму. Приезжая в гости на родину в Сенную Губу, мы неоднократно встречались. От нее я записал немало различных воспоминаний о роде сказителей Рябининых и преданий родного края.

Было это не в какую-то глубокую старину, а уже в наше советское время, в начале тридцатых годов.

Обычно в рождественские святки наши женщины и девушки ходили «слушать» на озеро. С какой стороны донесется собачий лай, в ту деревню девушке и предстоит выйти замуж. Было гадание и на бычьей шкуре. Но о нем чуть позже. Как раз перед этой историей, о которой и пойдет мой рассказ, в конце года прошло собрание по организации колхоза. Добровольцев записалось немного. Мой отец Федор Дьяков был коммунистом. Мать Ольга Ивановна во всем его поддерживала. А в последующие годы своей чрезмерной и часто ненужной активностью даже перещеголяла его. Она с удовольствием принимала участие в раскулачивании соседей, которые были по нашим меркам богаче остальных. Вера в божественное учение и авторитет церкви стали заметно падать. Мать вместе с комсомольцами стала бороться еще и с религией. Борьба эта была слепая. Малограмотных воинствующих безбожников, поощряемых на самом высоком уровне, хватало везде с избытком, в том числе и у нас в Сенной Губе. Стоит ли после этого удивляться разрушению церквей, часовен и монастырей. А сколько было сожжено икон, порушено святынь, унижено и репрессировано священнослужителей! Еще бы! Ведь их главный вдохновитель Емельян Ярославский даже снизил возрастной ценз для юных безбожников. И они уже с 14 лет могли вступить в этот Союз. До этого же в организацию принимали юношей и девушек с 18 лет. Конечно же, все это было слепым исполнением чужой воли.

Как же наши заонежские безбожники боролись с церковными предрассудками? Сценарий борьбы был до примитивности прост: нужно было хулить церковь и священнослужителей, и тут все средства были хороши. Но речь сейчас о том, что все наши «борцы» против религии сами верили во всяческие предрассудки и нелепые языческие гадания.

По вечерам в зимнее время женщины обыкновенно собирались по очереди в какой-либо избе на «прядимую» беседу. Тут слышались шутки и разные бывальщины, звучали досюльные песни. Рассказывали про старинные гадания и различные чудеса. Кто-то из беседниц однажды возьми и предложи сходить в рождественские святки «послушать» на озере. Для этого нужны были бычья шкура и сковородник. В старину до христианских времен у славян покровителем скота был бог Велес и изображался он в виде быка. А сковородник почитался трижды священным предметом. Во-первых, он постоянно соприкасался с огнем. Во-вторых, он держал круглую сковородку — модель солнца, и в-третьих, сам наконечник был сделан из железа. А железо считалось священным металлом, способным отгонять злых духов. Поэтому круг, на котором размещались для «слушания» бычья шкура и сами участники действа, очерчивался сковородником.

И вот, потеплее одевшись, наши кудесницы вышли на залив за церковью, на перекресток дорог. Сковородник взяла наша дяинка. Для молодого читателя поясню, что «дяинкой» у нас называли в семье жену дяди. Бычью шкуру приволокла моя матушка. Разостлали ее, и дяинка трижды ее очертила сковородником. Все уселись на нее для «кудесения». Закрылись кто чем мог: кто теплым платком, кто прихватил легкое одеяло. Сидят. «Слушают».

Согласно преданию считалось, что таким образом можно было услышать, что произойдет в деревне в этом году.

Но вдруг им показалось, что они поехали. От страха зажмурились еще сильнее и стали шепотом переговариваться: что за чудо, что за нечистая сила тащит их по озеру? Мать предположила, что они сидят на месте, а все остальное им просто чудится. Дяинка стала их умолять, чтобы они не открывали глаза. Боялись, что всем станет еще хуже. Сидят и молчат. Завывает ветер и нагоняет тоску и страх. И вдруг все услышали, будто рядом вода плещется. Кто-то из гадальщиц не выдержал и открыл глаза:

— Господи, помилуй и сохрани! Да ведь нас взаправду сюда кто-то притащил.

Тогда и все остальные сбросили накидки и увидели, что сидят на открытом месте за Рознаволоком у самой полыньи, примерно километрах в пяти от того места, где сели для гадания. В переполохе вскочили и увидели на снегу следы лошадиных копыт и широкий след от их шкуры.

Дяинка говорит: «Это нечистая сила в образе лошади нас приволокла сюда». От такого предположения всем стало не по себе. Но наша мать, как главная воительница с предрассудками (хотя опять же говорить об этом можно лишь с улыбкой) не поддалась панике, стала пристально разглядывать следы и догадываться о природе их происхождения. Около хвоста она обнаружила след веревки. Показала всем остальным: «Видите, кто-то нас и взаправду тащил, и это не обязательно нечистая сила». Но на остальных такое предположение подействовало слабо. И все они, словно сговорившись, вскочили и побежали в деревню. Дяинка со своим сковородником, мать и соседка Настя волокли шкуру, уцепившись за ее хвост. Можно себе представить, как, проваливаясь в снегу, тяжело одетые, да еще с этой шкурой, они, вконец измученные, добежали до деревни.

Собрались в нашей избе. Отдышались и стали обсуждать все по порядку. В своем возбуждении они не подумали о том, что об этой истории лучше промолчать. Но сами того не ведая, сделали из себя посмешище на всю округу. Всем, кто заходил в избу, они охотно рассказывали о своем приключении. Кто действительно верил в проделки нечистой силы и истово крестился перед иконой, а кто слушал и посмеивался про себя.

Дяинка предложила: «Видно, хвост как следует не обчертили». «Нечистая сила должна бы нас тащить единым духом,— засомневалась мать,— а тут, вроде бы, след от веревки остался. Стало быть, кто-то ехал верхом на лошади, а веревку держал в руках. Видно, кто-либо из нас был в сговоре с этим шутником и быстренько отвязал веревку, когда нас дотащили до места».

Такое предположение всех озадачило. Кто же так мог жестоко над ними посмеяться? Стали разбираться, где кто сидел. Настя, сидевшая возле самого хвоста, клялась и божилась, что ей и в голову бы не могло прийти такое.

— Ну тогда это успел отвязать тот, кто сидел на лошади,— пришла к выводу мать. Ей непременно нужно было вывести на чистую воду того, кто так над ними насмеялся.

Стали называть кандидатов на разоблачение…

— Вот только как он узнал про наше гадание?

— Подслушал через стенку, когда мы договаривались,— предположила дяинка.

И тогда мать пригрозила неизвестному супостату:

— Ничего, он за все ответит. Вот приедут из Чека и разберутся. Другим будет после этого неповадно.

Все призадумались. Советской властью и Чека в те годы можно было припугнуть человека и неробкого десятка.

Теперь, по прошествию многих лет, мне думается, что тому, кто решил подшутить над нашими «кудесницами», было не так уж сложно разгадать, куда и в какое время они пойдут «слушать». Они не особенно и скрывали свое намерение. Но надо же было всем им до такой степени углубиться в свои потаенные думы, чтобы не услышать, как кто-то подъехал на лошади и поволок их по озеру…

И ни в какое Чека мать, конечно, жаловаться не стала. Отец над ними только посмеялся: «На кого жаловаться-то пойдете? На себя, что до сих пор не можете покончить с предрассудками?» Она подумала и согласилась, что прежде всего сама же и будет выглядеть со стороны смешно и нелепо в этом деле. Но, кажется, после этого случая ее антирелигиозный пыл несколько приостыл.

А вот шутника, кто так ловко прокатил их по озеру, так и не могли определить. Он и сам не открылся даже с годами. Видно, был действительно убежден, что гадальщицы его проделки приняли за нечистую силу.

P. S. Редакция благодарит Ивана Алексеевича Костина за любезно предоставленный отрывок из рукописи своей новой работы — «Книги легенд и преданий Заонежья».

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф