Преображенская церковь к вопросу об уточнение времени создания Vkontakte@kizhi

Преображенская церковь. 1926 г.Купола Преображенской церкви. Современный вид

Углубленное, многоаспектное изучение истории создания и формирования Кижского архитектурного ансамбля в составе всех четырех его объектов: Преображенской церкви, Покровской церкви, колокольни и ограды, к сожалению, как это ни странно, не снимает многих проблем, в том числе, и по уточнению времени создания главного объекта — Преображенской церкви. Проблематичны также ответы на вопросы, постоянно задаваемые посетителями музея о том, сколько лет потребовалось на ее постройку, сколько человек могло быть в плотницкой артели?

Многочисленные запросы в архивы Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы пока не увенчались успехом.

В настоящее время выявлены возможные документы, фиксирующие записи о заложении церкви:

Считаю, что к выявлению этих сведений необходимо подключить к поискам в архивах кижских церковнослужителей, и, по возможности, к 300-летнему юбилею церкви Преображения Господня в 2014 году попытаться разрешить этот вопрос.

К счастью исследователей, в алтаре на престольном кресте этой церкви сохранилась запись: «…обложил, облыкися сей алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Богомольного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова А ДI (1714) года июня 6 дня на память Преподобного Отца нашего Висариона при державе Благовернаго Государя нашего Царя Великого Князя Петра Алексеевича всея великия и Малые и белыя России Самодержца и при Благоверном Государе нашем царевиче Алексее Петровиче А614 и при Преосвященном Митрополите Иове Великого Новаграда и Великих Лук».

Прочитав эту надпись, возникает вопрос, что именно означают слова: «… ОБЛОЖИЛ, ОБЛЫКИСЯ сей алтарь…»?

Согласно «Толковому словарю» В. Даля слова: «облагать», «обложить», «обкладывать», «класть вокруг, окружать» в старинном варианте означают — «заложить», «основать», «обложили церковь».

В таком же значении использовалось слово местного, заонежского произношения — «обложейно», что означало: уложен первый ряд бревен на фундамент дома.

Основание церкви канонически.

Что это именно?

Только ли закладка здания или его полное завершение?

Или же полное сооружение здания и освящение алтаря?

Известно, что «…никто не может основать и построить церковь кроме правящего архиерея или посланного от него священника. «

После заложения основания (фундамента) для храма совершался «Чин на основание храма, что именуется обычно „закладкой“ церкви с водружением креста, изображенном на четырехугольном камне (наличие которого обязательно).

При постройке деревянной церкви выкапывали две ямы: для укладки четырехугольного камня под будущей алтарной абсидой и углубление для водружения креста на месте престола.

Заранее приготовлялись бревна для укладки фундамента.

При освящении деревянной церкви настоятель, взяв топор, ударял им трижды в среднее алтарное бревно, произнося: «Начинается дело сие во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в честь же и память (называлось имя праздника или святого), аминь».

Право освящения новопостроенного или перестроенного храма принадлежит только епископу или же в храм приносится антиминс, освященный епископом.

Нельзя освящать храмы в день, когда празднуется память того святого или того события во имя или честь которого построена освящаемая церковь, чтобы не смешивать двух торжеств.

Храм, построенный человеком из камня или дерева, после его освящения «… обретает дух жизни, становится вместилищем святыни… К освящению храма необходимо устроить престол, который должен быть на 4-х столбах. На этих же столбах внизу, в 10 см от пола, следует сделать надрезы для закрепления вервия (веревки), а также надрезы вокруг престольной доски для обхвата ее вервью длиной в 40 метров — узы, которыми был связан Господь, когда его вели на суд первосвященников. На престол надевается срачица и верхнее одеяние престола- индития, изображающая славу престола Господня, закрывающая престол до пола».

Таким образом, термин «облыкися» в данном значении: «облечь», «одеть», «одевание алтаря» свидетельствует о превращении постройки в церковь.

Знакомясь со значением термина «обложить» по «Словарю современного литературного русского языка», находим новое его понятие: «покрыть чем-либо», что уже значительно ближе к объяснению нашего термина — «облыкися».

Аналогичное значение этого слова подтверждается и другим «Словарем русского языка. XI — XVII веков. «: „Обложил“, „обложити“, „наложить“, „покрыть чем-либо сверху, вокруг, обвязать“, „одеть“, „облечь“, „украсить чем-либо“, термин также подтверждающий факт освящения алтаря уже построенной церкви.

Значит ли это, что два термина, рассматриваемые нами, взаимоисключают друг друга?

«Обложил», значит, освятил основание храма (фундамента)?

«Облыкися», значит, освятил алтарь вновь построенного храма?

Или же эти два термина использованы в данном тексте, зафиксированном на престольном кресте, неправильно?

Но, как выяснилось, данная терминология в представленном варианте использования является взаимодополняемой, подтверждающей одно и тоже действие — освящение алтаря вновь построенной церкви Преображения Господня.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что освящение основания — «закладки» церкви Преображения Господня — состоялось значительно ранее.

Но когда именно?

Не случайно еще в 1892 году в «Олонецких губернских ведомостях» сообщалось: «Этот храм основан в начале XVIII века, а освящен в 1714 году во имя Славного Преображения Господня, повелением и благословением новгородского митрополита Иова».

Известно, что митрополит Иов происходил из архимандритов Троице-Сергиевой Лавры и состоял на службе в Новгороде на протяжении 21 года (с 1697 по 1716 годы).

Возможно, что сведения о «заложении» самой церкви сохранились и со временем станут известными.

Тогда мы узнаем:

Возможно, когда-нибудь и станет ясно, был ли на самом деле легендарный мастер Нестор и кто работал на возведении Преображенской церкви.

В статье использованы материалы:

Материалы полосы подготовила Виола ГУЩИНА, старший научный сотрудник отдела истории и этнографии

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф