Отец и сын... Vkontakte@kizhi

Открытие выставки "Отец и сын"Открытие выставки "Отец и сын"

Музей-заповедник «Кижи» продолжает знакомить жителей и гостей Петрозаводска с культурным, историческим и природным наследием Карелии, раскрывая все его многообразие, экспонируя не только свои фондовые коллекции, но и собрания музеев республики, а также представляя вниманию широкой общественности экспонаты частных собраний. Очередным шагом в осуществлении этой культурно-просветительской миссии музея-заповедника «Кижи» стало открытие выставки, посвященной творчеству известных в Карелии художников Вахрамеевых. На выставке представлено их художественное наследие — всего около 100 работ.

Они вновь встретились. Живописец и архитектор. Отец и сын Вахрамеевы. И местом их встречи стал Выставочный зал музея-заповедника «Кижи», где представлены их авторские работы.

Как живописец, Всеволод Вахрамеев мало известен, его живописные работы представлялись на выставках только один раз. Большинство работ — пейзажи, темы которых найдены художником во время его поездок. Его излюбленный мотив — пейзаж с изображением морских или озерных просторов. Эти работы отмечены глубокой наблюдательностью художника, находившего в бесхитростных мотивах поэтическую гармонию и красоту. Мастеру удавалось передать настроение, особенности состояния природы, отобразить суровую своеобразную красоту Северного края, ощущение морозной, снежной зимы, холодного карельского лета. При взгляде на живописные полотна Всеволода Николаевича возникает ощущение живости воды озера в оттепель, легкой волны при ветреной погоде, жуткой глубины окутанного преданиями черного лесного озера. Большинство работ В. Вахрамеева глубоко лиричны, несут оттенок грусти, передают изменчивое настроение художника, его удивление и восхищение необычайным разнообразием природы, ее то яркой и броской красотой, то спокойствием и лаконичностью образа.

«Работы потрясающие. Я даже не подозревал о таком большом количестве интересных работ. В Союзе художников Карелии Всеволод Вахрамеев был известен своими замечательными книжными иллюстрациями. Но, оказывается, он достаточно много работал и над пейзажами. К сожалению, мы мало знаем о своих сотоварищах по живописному цеху. Чаще они раскрываются нам уже после своего ухода. Всеволод Вахрамеев — яркое тому подтверждение…»,— сказал Борис Поморцев, известный карельский художник.

Как книжный график он создавал интересные по художественному решению и выразительности иллюстрации к печатным изданиям. Им оформлены книги «Левша» Н. Лескова, «Листы каменной книги» А. Линевского, рассказы Джека Лондона, П. Хаанпяя «Заколдованный круг», У. Викстрем «Оску Сувела» и ряд других, выходивших на русском и финском языках. Для книги «Левша» он разработал несколько вариантов рисунков в разной технике и с несколько отличной характеристикой героев. Его книжная графика имеет в своей основе реалистичный характер, она была понятна и доступна для восприятия, конструктивно едина с текстом, что создавало целостный организм книги. На выставке представлены книги, иллюстрированные В. Н. Вахрамеевым в соавторстве с сыном — «Рассказ о жизни рыб» И. Правдина (1972), «Ровесники» А. Старогина-Фрейндлинга (1973).

Евгений Вахрамеев, талантливый художник и одаренный реставратор, учился рисованию и живописи у отца. Кижи прочно вошли в его жизнь — Е. Вахрамеев стал одним из авторов современного проекта реставрации Преображенской церкви, под его руководством в 1988 году проводились работы по реставрации кровель этого уникального памятника.

Проблемам сохранения памятников деревянного зодчества, уточнению реставрационной методики была посвящена большая часть жизни архитектора-реставратора Вахрамеева. Прекрасные знания особенностей традиционного народного зодчества, принципов построения архитектурных объемов народными мастерами, конструктивной основы старых зданий, а также следование строгой методологии реставрации позволили ему стать ведущим архитектором-реставратором Карелии. И, естественно, главным объектом внимания в его работах стала архитектура. В его графических листах, архитектурных пейзажах ощущается твердая рука, глубокое проникновение в сущность архитектурных памятников, непосредственное, тонкое восприятие природы.

Серьезная инженерная подготовка дала возможность Е. В Вахрамееву успешно решать сложные задачи по усилению и укреплению конструкций исторических деревянных сооружений. При его деятельном участии сохранены для потомков многие памятники деревянного зодчества Карелии, являющиеся высокими образцами художественной и строительной культуры. Варваринская церковь в Яндомозере, Успенский собор в Кеми, часовня в д. Паяницы, Успенская церковь в Кондопоге, дом Мелькина в Шолтозере, памятники музея-заповедника «Кижи» — это малая часть объектов, с которыми он работал. Им самим и вместе с коллегами обследованы почти все районы республики, изучены и обмерены большинство ее памятников. На многие из них он разработал проекты реставрации, часть из которых с успехом осуществлена. Своеобразная, единственная ныне в своем роде часовенка в д. Паяницы в Заонежье. Часовня в д. Маньга, церкви в д. Мегрега, г. Кеми, д. Челмужи, Вирма, Вегорукса, Ильинский погост на Водлозере, дом Мелькина в д. Шелтозеро — каждая из этих деревянных построек — памятник мастерства наших предков, предмет гордости Карелии, они все уникальны и ждут от нас помощи, реставрации и бережной охраны.

Имея обширную реставрационную практику, Евгений Вахрамеев активно занимался еще и преподавательской деятельностью, передавая свой огромный опыт молодежи. Большинство нынешних реставраторов, работающих в музее «Кижи», являются учениками Евгения Вахрамеева и продолжают дело его жизни — сохранение архитектурного наследия острова Кижи и Севера России. Они с благодарностью вспоминают увлекательные уроки Евгения Всеволодовича. Рассказывает Анна Косканен, ведущий инженер отдела учета и хранения недвижимых памятников музея-заповедника «Кижи».

Посетителям выставки будет интересна воспроизведенная Е. Вахрамеевым своеобразная схема эволюции строительной технологии возведения деревянных церквей Русского Севера — от простой клетской церкви Лазаря Муромского до сложной конструкции 22-главой Преображенской церкви. Кроме того, в числе наиболее интересных экспонатов — проектный чертеж гипотетической реконструкции сгоревшей от удара молнии в 17 веке первой шатровой Преображенской церкви.

От редакции. Выставка «Отец и сын» приглашает увидеть глазами художников Вахрамеевых историю деревянной архитектуры Русского Севера и проникнуться особой лиричностью северной природы, не покидая пределов Петрозаводска. Выставка работает до 3 мая по адресу: Петрозаводск, ул. Федосовой, 19. Заказ экскурсий по тел.: (814–2) 77-51-16.

Подготовила Ольга ГАЛУШКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф