«Удариша в било, ударили в колокол» — К 20-летию возобновления колокольного звона в Кижах. 1989–2009гг. Vkontakte@kizhi

БилоБило

Хорошо известно, сколь значим для русского православия, истории и культуры колокольный звон.

Однако в первые века христианства в Римской Империи было принято созывать народ к молитве будильными колотушками, представляющими собой деревянные или металлические доски, по которым ударяли молотками. Изначально и на Руси литургическую функцию несли не колокола, имевшие западное происхождение, а сигнальное средство — било.

Деревянное византийского типа било изготовляли из клена, ясеня, бука, явора, дающих особую красоту звучания. Внешне била представляли собой деревянную (древо), а с VI века металлическую доску (малое било) самой разнообразной формы. Малое било (в славянской интерпретации — клепало) иногда делали в виде коромысла, дуги, которая символизировала небесный свод и имела голос звучащего неба — грома небесного.

С первыми ударами в било люди собирались в центре населенного пункта для того, чтобы сообща решать проблемы войны и мира, труда и распрей, радости и горя. Это был основной сигнал о начале богослужения. «Ударение» как в древо, так и в малое било совершалось посредством четких ритмичных ударов колотушки — молотка о край доски.

Именно восточный способ «ударения» был воспринят первыми русскими монастырями в конце XI века, продержавшимся вплоть до начала XV века. Дело в том, что к колоколам на Руси как к пришельцам с католического Запада относились настороженно. Не случайно архимандрит новгородский Антоний указывал, что «било же держат по Ангелову внушению, а в колокола латыне звонят». Известно, что сам преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 гг.) был противником колоколов: первые колокола в основанном им Свято-Троицком монастыре были установлены только через 30 лет после его кончины.

Наиболее ранними древнерусскими источниками, упоминавшими о билах, являются летописные известия XI — XV веков, посвященные истории основания Киево-Печерской лавры. С конца XI века в этой обители существовало лишь одно деревянное било-древо, в которое «ударяли» как на богослужение, так и на вынужденное собрание братии. Кроме древа, возможно, использовали одно или два била, расположенных на единой конструкции — бильнице.

Постепенно била уходят из обихода монастырей и становятся атрибутом прошлого.

Но не умирает, не забывается с веками образ монастырского «ударения-клепания» даже тогда, когда с XV века начинается активный процесс внедрения колоколов из Западной Европы в национальную среду.

Итак, звон в била — древняя традиция на Руси.

В фондах Государственного Краеведческого музея сохранилось четыре чугунных била 1706 года (А-3547), илл. 1;1709 года (А-3546; А-3556; А-3548), илл. 2, 3, 4; изготовленных на местном Петровском заводе. Последнее било поступило в КГМ из часовни во имя Успения Пресвятой Богородицы, расположенной на острове Кижи.

Било представляет «чугунную доску, имеющую форму колокола, с рельефным изображением: в верхней части, под княжескою короною, герба; а в нижней „1709 года“; для привешивания била на колокольне, в верхней части находится сквозное круглое отверстие».

В последнее время храмы стали использовать металлические била в виде плоских пластин.

Одно из достоинств таких бил является качество их звучания. Била делаются из катанного металла, который более однороден и плотен по сравнению с литым материалом колокола. Он не имеет раковин, микротрещин, более постоянен по толщине, поэтому звук бил обычно чистый и длится обычно 1–2 минуты (у хороших колоколов — 10–30 и более секунд в зависимости от веса и качества). Не все звонари могут привыкнуть к такому длительному звучанию («певучести») бил.

Другой особенностью бил является их более низкий звук по сравнению с колоколами. На практике было замечено, что низкие тона колоколов влияют на человека более успокаивающе, чем высокие. Поэтому на Руси любили отливать массивные колокола весом сотни, а иногда и тысячи пудов (хотя здесь присутствовал и элемент престижности).

Примечательностью бил также является то, что, хотя основной тон бил рассчитывается при ударе в центр, звонарь может сам выбрать наиболее благозвучное для него место удара, тем самым выдвигая на первое место не основной тон, а тот или другой обертон.

Несмотря на существующие каноны и правила православного звона в арсенале звонаря есть много средств для превращения звона в била в настоящее искусство. Выбирая не только звонницу с соответствующим рядом бил, но и варьируя ритмом, темпом и силой удара, меняя молотки с различным весом в зависимости от характера звона (праздничный, погребальный и т. д.), можно добиться различного музыкального выражения в православном звоне.

Несомненно, что с распространением бил в России будут совершенствоваться не только технология их производства, но и школа звона на них. Уже сейчас имеются звонари, которые по своему мастерству и красоте звона на билах не уступают звонарям при их игре на колоколах.

Все объективные предпосылки говорят о том, что традиция использования бил (деревянных и металлических) в православном звоне будет существовать еще долго. Тем более, что в Уставе церковного звона Русской Православной Церкви, одобренного Синодальной Богослужебной комиссией и утвержденного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II от 26 августа 2002 года, отмечается право использования в православном звоне как колоколов, так и бил и говорится о недопустимости их противопоставления друг другу.

Таким образом, со временем древние традиции возвращаются и, возобновляясь, совершенствуются во вновь сложившейся обстановке; выходя на новый уровень мастерства и искусства.

Вот и древние била востребовались, вступая в творческие испытания с уже утвердившимся искусством мастеров колокольного звона.

Для многовековой истории колокольного звона — это поистине новое, уникальное явление.

По материалам журнала «Родина», каталогам КГКМ и музея г. Олонца.

Виола ГУЩИНА, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф