Проблемы хозяйствования на заповедной территории VkontakteFacebook

Общепризнанно, что музеи-заповедники сохраняют не только архитектурные, археологические и мемориальные памятники, но и историческую территорию, в том числе природные и культурные ландшафты, уклад жизни проживающего на исторических территориях населения. Многогранная и сложная задача сохранения исторического ландшафта имеет специфику, которая определяется особенностями природных условий, экологической ситуацией, хозяйственной деятельностью в охранной зоне, необходимостью сочетать разнообразное использование земель с обеспечением сохранности памятников.

В связи с тем, что элементы ландшафта составляют наряду с музейными коллекциями и фондами объект охраны, музеефикации и публичного представления, то совершенствование управления развитием территорий, обеспечение безопасности и сохранности среды для музеев-заповедников является важнейшей государственной задачей.

Музей-заповедник «Кижи» на своей небольшой территории ведёт широкомасштабные реставрационные работы, необходимые для сохранения и музейного показа памятников, а также активную хозяйственную деятельность по созданию оптимальных условий для обслуживания посетителей, работы и проживания сотрудников и местного населения. Возможно ли совместить эту деятельность с сохранением ландшафта?

Думаю, что возможно. Подтверждением тому многочисленные примеры сохранения хуторов и крестьянского уклада при реставрации старых домов и даже современном оборудовании у наших соседей в Финляндии.

Хозяйствовуя на этой территории надо учитывать, что остров очень-очень мал. Его площадь составляет всего 209 га, при протяжённости 5, 618 км территория по ширине не более 830 метров, из чего следует , что все земли, даже самые удалённые от береговой линии находятся в водозащитной зоне.

Эта земля, облюбованная предками, за века многократно пропущенная через крестьянские руки, должна выглядеть ухоженной и обустроенной и в наши дни. При этом любое современное воздействие на ней может привести к необратимым в ближайшее время изменениям ландшафта, искажению исторического соответствия, нарушению его первозданности и естественности. Поэтому вся современная деятельность, несущая преобразования и улучшения жизни не должна сводится к созданию урбанизированной среды. Появление водопровода, очистных сооружений, электрических подстанций и других жизненно необходимых объектов должно быть незаметно для сторонних глаз. Все перемещения грунта, использование транспорта может завершаться восстановлением первоначального ландшафта.

Всё это возможно только при настрое специалистов, работающих в музее. Да, это как правила игры, которые едины для всех участников команды. А создание среды 18-19 века на одном конкретно взятом крохотном участке земли подобно театральному спектаклю, где зритель поверит в происходящее на сцене, при соответствии всех мелочей: декораций, реквизита, костюмов, движения и речи артистов. Так и на нашей территории посетитель попадает в удивительное пространство нетронутой антропогенным влиянием природы, обрамляющий великолепные памятники архитектуры и постигает прошедший век через все рукотворные элементы ландшафта: дороги, мостки, изгороди, места отдыха и деятельность местного населения (в нашем случае - сотрудников), работающих на полях, мастериц и участников ФЭТа (их движения, навыки, песни, речь).

Остальные сотрудники музея-заповедника косвенно тоже сопричастны к этому процессу. И зачастую именно хозяйственники определяют впечатление и настроение туристов.

Все мы: и строители, и историки, и электрики, и экскурсоводы, и реставраторы, и биологи и этнографы - работаем на один конечный результат - способствовать привлекательности музея для посетителя, его самобытности и неповторимости. Поэтому личная и довольно сложная задача каждого профессионала научиться относиться к своей деятельности как к работе в музее, а не в гараже, совхозе, лесхозе, стройплощадке, в хозяйственной службе. Все-таки, при существующих положительных тенденциях, которые отмечаются ежегодными комиссиями по природопользованию и сохранению исторического ландшафта, преодоление разобщённости между практиками и хранителями остаётся самым сложным.

Татьяна ПАВЛОВА, нач. отдела сохранения и мониторинга природного наследия

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф