Молодежь и наследие: есть контакт?! VkontakteFacebook

Молодежь и наследие: есть контакт?!II Всероссийский конкурс студенческих исследовательских и проектных работ «Молодёжь и наследие»Конкурс студенческих работ

«В узорах дивных кружевной резьбы Здесь виден волн изгиб и солнце золотится… Запомнится тепло бревенчатой избы, И долго остров Кижи будет сниться…» Юлия Поцелуева, г. Санкт-Петербург

В январе — июле 2009 года музеем-заповедником «Кижи» совместно с партнерами проводился II Всероссийский конкурс студенческих исследовательских и проектных работ «Молодёжь и наследие».

Цель конкурса, проводимого в рамках Российского года молодежи и посвященного юбилеям памятников Кижского архитектурного ансамбля — формирование у молодежи чувства сопричастности и желания личного участия в изучении и сохранении культурного и природного наследия Русского Севера.

Инициативу музея поддержали более 30 молодых исследователей. По сравнению с I Всероссийским конкурсом студенческих работ, состоявшегося в 2006 году, расширилась география конкурса, на который поступила 21 работа из 10 ВУЗов 8 российских городов: Петрозаводска, Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово, Северодвинска, Архангельска, Новгорода, Мурманска.

Согласно Положению, поступившие работы в трех номинациях — «Исследовательская работа», «Этнографические записки — Народный архив», «Проект» — рассмотрел экспертный совет, в состав которого вошли сотрудники музея — Л. В. Шилова, зам. директора, Б. А. Гущин, ст. н. сотрудник отдела истории и этнографии, В. П. Кузнецова, нач. отдела фольклора, и преподаватель Петрозаводского государственного университета А. М. Пашков, зав. кафедрой дореволюционной истории России.

С 21 по 25 августа для победителей конкурса на о. Кижи в рамках Летнего университета состоялась сессия «Молодежь и наследие», участие в котором приняли 6 студентов из Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода. Несмотря на невысокое число участников, семинар получился репрезентативным — были представлены все три номинации, разнообразные направления студенческой исследовательской деятельности: от истории лесопильной промышленности Обонежья до проектов международных молодежных фестивалей.

Знакомство с историко-культурным и природным наследием о. Кижи через экскурсии и занятия, посещение фондов и реставрационного комплекса, встречи сотрудниками и самостоятельные наблюдения вдохновило ребят на создание газеты «Молодежь и наследие: есть контакт?!». Здесь не только впечатления от встречи с островом, но размышления о том, что оставит наш век будущим поколениям, каким будет наследие, роль молодежи и значение информационных технологий в его сохранении.

В завершении сессии состоялся Круглый стол, на котором участникам — студентам и сотрудникам музея, было предложено обсудить проблемы и перспективы взаимодействия музеев и молодежи в XXI веке. Разговор получился серьезным, вдумчивым и оптимистичным. В ответах ребят на вопрос «Зачем Вы посещаете музей?» прозвучали разные, порой философские мысли — «за образами и эстетикой русской культуры», «за уединением», «за новым впечатлением и знанием», «за эстетическими, поведенческими, ценностными образцами». По мнению ребят, музеи уже пошли на встречу молодежи, предлагая новые программы и услуги. Но еще предстоит приложить много усилий, чтобы во всем многообразии современного мира музей стал привлекателен для студентов: сделать его более мобильным и интерактивным, близким и доступным, где можно самому выбирать, получать информацию, «посидеть перед экспонатом». Студенты и взрослые сошлись на том, что работать с молодым посетителем необходимо в системе, постепенно пробуждая личную заинтересованность, «относиться к нему не как к потребителю, а как к человеку». Подводя итоги Круглого стола Л. В. Шилова, зам. директора музея отметила, что «у музеев с такой талантливой, активной и эрудированной молодежью есть будущее».

Встреча с наследием состоялась. Она была яркой, запоминающейся, продуктивной и оставила, по словам ребят, неизгладимые впечатления, новые знакомства, укрепила желание изучать и сохранять наследие своей страны.

Несомненно, музеям, как хранителям истинных образцов культуры, и особенно музеям-заповедникам, на чьей территории находятся объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, необходимо стремиться к созданию условий и поводов для дальнейших встреч молодого поколения с наследием.

А всех молодых, активных, любознательных приглашаем посетить сайт Летнего университета (http://www.kizgi.1gb.ru), разработанного студентами РГПУ им. А. И. Герцена в качестве конкурсного проекта. Здесь студенты, побывавшие или еще только собирающиеся посетить музей, имеют возможность общаться, публиковать свои исследовательские работы, обмениваться мнениями о музейных проектах, современных проблемах культуры и роли молодежи в их решении.

Светлана МИТРУКОВА, ведущий методист отдела музейной педагогики

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф