Начало работ по фондохранилищу. История вопроса VkontakteFacebook

Начало работ по фондохранилищуБудущее фондохранилищеСхема зданияПерспективный видПерспективный видПерспективный вид типового помещения 2-го этажаПерспективный вид коридора 1-го этажа

Durum patientia frango «Трудности преодолеваю терпением» Квинт Флаак Гораций.

При создании музея-заповедника в 1966 году не были решены вопросы правильного и долгосрочного хранения музейных ценностей. Поэтому все годы до сегодняшнего дня вопрос сохранения музейных коллекций оставался одним из самых важных для музея.

Сегодня музей «Кижи» — это 82 памятника деревянного зодчества, среди которых объект Всемирного наследия — Кижский погост и самая древняя деревянная церковь в России — церковь Воскрешения Лазаря, 209 га территории острова Кижи, 9999 га охранной зоны и фондовые коллекции, насчитывающие более 45 675 ед. хранения.

Фондовое собрание музея наиболее полно представляет традиционную культуру народов Карелии, дает характеристику особенностей каждой этногеографической области, сохраняет следы взаимодействия разных культурных традиций. Его специфика заключается в том, что, несмотря на относительно небольшое количество предметов, оно занимает значительные площади.

Фондовые коллекции, которые создавались и продолжают создаваться силами сотрудников музея, размещаются в различных памятниках архитектуры острова Кижи и Петрозаводска. Музей никогда не имел специально оборудованных хранилищ ни в городе, ни на острове. Коллекции, находящиеся в Петрозаводске, кочевали из помещения в помещение и хранились в неблагоприятных условиях. Хранение коллекций музея сегодня имеет целый комплекс проблем.

Более 10 лет автором этих строк проводилась работа по подбору подходящего здания для создания в нем современного фондохранилища музея. Из немногочисленных вариантов, самым интересным предложением для музея были бывшие ремесленные мастерские, которые расположены рядом с административным зданием на площади Кирова,10 а.

Но тут начались проблемы. Желающих занять кирпичное здание в Петрозаводске оказалось слишком много. В течение трех лет музей занимался этим вопросом, и даже после положительного решения в Карелии, которого добилась директор музея Э. В. Аверьянова, со стороны чиновников разных уровней чувствовалось нежелание передавать музею здание в центре города. Юридическим оформлением передачи музею бывших ремесленных мастерских с Карелией и Москвой занималась В. А. Плохих, поездки в Москву дали свои результаты, и в 2006 году здание передали музею в оперативное управление.

Выделение земельного участка под здание и его обслуживание проводилось в напряженной обстановке около двух лет с «отбиванием» каждого метра от черты здания. Оказывается, рядом с административным зданием музея, будущим фондохранилищем будет выстроена очередная гостиница на территории городской липовой аллеи, а с другой стороны — будущий административно-социальный центр, поэтому фондохранилище музея никак не позволяло вписаться в параметры, заданные городской администрацией.

Бывшие ремесленные мастерские являются выявленным объектом культурного наследия, поэтому перед проектированием по заказу музея В. Куспак разработал проект по «Определению предмета охраны», в котором обозначены обязательные элементы здания, не подлежащие изменению в процессе работ.

В 2006 году было подготовлено техническое задание на проектирование, соласовано с Министерством культуры России. По результатам проведенного аукциона в 2007 году работы по проектированию фондохранилища выиграла фирма ООО «Невисс-комплекс» (г. Санкт-Петербург), которая имела опыт работы по созданию условий для хранения государственного архива России, а также проектированию и строительству Мариинского театра.

О. А. Набокова, как главный хранитель, приняла активное участие в подготовке технического задания, в согласовании проектных решений, в выборе технологии хранения фондов и оборудования. Так как самое главное было — создать те условия атмосферно-влажностного режима в помещениях, которые бы позволили максимально сохранить фондовые коллекции музея. Восемь вариантов архитектурно-планировочных решений, предложенных проектировщиками, было отклонено музеем. К концу 2007 года было принято проектное решение, единственно правильное для музея.

Концепция реконструкции (приспособления) под фондохранилище здания выполнена на основании архитектурно-планировочных решений и предусматривает:

Историческое наружное решение фасадов здания мастерских сохраняется полностью (в объеме памятника). Демонтажу подлежат кровля, стены и перекрытия, а также перегородки, находящиеся внутри здания. Для использования всего объема здания музеем предложено разбить здание на 3 уровня. Этим мы добились увеличения полезных площадей с 629,17 м кв. до 1910,2 м кв.

С целью получения дополнительных площадей в существующем объеме одноэтажного здания с подвалом предлагается устройство внутреннего заглубленного фундамента (плита), укрепление сохраняемых фасадных стен, устройство междуэтажных перекрытий. В уровне цокольного этажа разместятся помещения временного хранения экспонатов, обработки экспонатов, упаковки, технические помещения. В уровне 1-го этажа предполагается разместить реставрационные помещения мастерских, помещения хранителей и технических служб. В уровне 2-го этажа запроектированы помещения хранения экспонатов.

Проектом предусматривается устройство входных приямков и дополнительных внутренних маршей и лифта. Расчетное число работающих — 55 человек.

В 2008 году продолжились проектные работы по конкретизации принятых проектных и инженерных решений. За это время пришлось решать вопросы по обеспечению 2-й категории надежности электроснабжения здания (резервный кабель, который при отключении фондохранилища автоматически переключается на иной независимый источник электроснабжения), что оказалось практически невозможным в центре города, где ограничен отпуск мощности электроэнергии из-за недостатка трансформаторных подстанций. Не единожды проектировщикам приходилось менять проектные решения из-за нежелания застройщиков гостиницы давать разрешение на подключение к трансформаторной подстанции гостиницы. До сегодняшнего дня корректируется проектное решение по обеспечению резервного электроснабжения фондохранилища. Нашим отделом проведена работа по согласованию и получению новых технических условий на резервное электроснабжение от стадиона «Юность».

Проблемы были, есть и будут по обеспечению здания теплом, так как теплоноситель — вода с ТЭЦ идет с заниженными параметрами температуры, что не позволяет обеспечить достаточным теплом дома. Проектировщики, ссылаясь на выдаваемые технические условия (обязательные для проектирования) от предприятия тепловых сетей, проектируют на температуру теплоносителя, которой у нас никогда не было в радиаторах. За период проектирования музею были оформлены, изменены, переоформлены предприятием коммунальных сетей более 20 технических условий на инженерные сети.

В начале ноября 2008 года проект был сдан на государственную экспертизу. В марте 2009 года было получено отрицательное заключение экспертизы, по которому проектировщики продолжили работы, и в августе 2009 года получено положительное заключение государственной экспертизы, что позволило в музее объявить аукцион на реконструкцию (приспособление) объекта. За этот период нашим подразделением согласован на стадии проекта и окончательных решений в рабочем проекте в заинтересованных инстанциях, надзорных и контролирующих органах, получен сертификат СЭС на проект, заключение природоохранных организаций.

Рассказ о проведении аукционов, конкурсов, котировок заслуживает отдельного повествования. Перед объявлением аукциона очень важно грамотно подготовить пакет документации. Целью комиссии музея при проведение аукциона главным было соблюсти законодательство России, выбрать достойного подрядчика. Но ситуация осложнялась тем, что оказывать влияние на ход аукциона по закону комиссия музея не имеет права.

В результате достаточно сложного и нервного аукциона генеральный подряд на первый этап в 2009 году выиграла фирма ООО «Невисс-Комплекс», организация, которая выполняла проектные работы, что, безусловно, является положительным фактором при проведении работ.

В 2009 году заключен государственный контракт на сумму 50,2 млн руб., планируется выполнить наружные инженерные сети, фундаменты под здание (подвальное помещение), перекрытия. Проектом предусматривается углубиться на отметку 3 метра для выполнения проектного решения — устройства подвального помещения под всей площадью здания.

Разрешение на строительство от администрации г. Петрозаводска было получено в сентябре. Работы по реконструкции начаты и, конечно, как на любом серьезном объекте, проблем достаточно, но по мере возможности мы стараемся их решать. Перенос трибуны перед открытием ярмарки на площади Кирова заставил поволноваться руководителей местной администрации. Музей не подвел и буквально подарил новую трибуну городу, так как старая прогнила и при переустановке рассыпалась. По федеральной программе мэрией г. Петрозаводска был уложен новый асфальт на площади Кирова, который нам будет необходимо вскрыть. На все наши доводы не укладывать асфальт администрация отвечала, что им так же как и музею необходимо освоить федеральные средства. Мы понимаем, как парадоксально эта ситуация выглядит в глазах горожан. Но вскрывать асфальт мы вынуждены. Решением администрации для минимизации площади вскрытия асфальта необходимо корректировать проект. Все работы при прохождении асфальтового покрытия предполагается проводить по современной технологии методом «прокола», что также значительно уменьшает площадь вскрытия асфальта.

В соответствии с пунктами 26–27 Распоряжения Правительства Российской Федерации № 1633 от 07.11.2008 г. музею до 2012 года предстоит выполнить работы по реконструкции бывших ремесленных мастерских под фондохранилище музея и реставрационные мастерские. Основные работы мы планируем начать и закончить в 2010 году.

Татьяна НЕЗВИЦКАЯ, зам. директора музея

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф