Лирический отчёт о пребывании на острове Кижи VkontakteFacebook

Дети из МедвежьегорскаНа островеЛетняя музейно-этнографическая школа на о. КижиНа острове КижиРядом с Кижским Погостом

Номинация «Путешествие из Медвежьегорска в…»

Когда нам сказали, что вечером можно выйти на причал полюбоваться кижскими закатами, то я подумала: уж закаты-то мы можем посмотреть и в городе. Но вот солнце стало садиться, и нашим глазам открылась великолепная картина. Небо мягко коснулось озёрной глади и, казалось, ласково шепчет воде о чем-то неземном и недосягаемом.

Кижи — музей-заповедник деревянного зодчества и этнографии Карелии. Кто-то назвал это фантастическое место островом сокровищ. Вот в таком раю нам посчастливилось прожить целых шесть июльских дней. Два года наши ребята (теперь они семиклассники) вместе с учителями С. М. Хеллат и Н. Е. Кравцовой работали над школьным проектом «Изба заонежского крестьянина». Хотелось, чтобы работа была продолжена. И когда в наших руках оказалось Положение о Всероссийском конкурсе проектов 2009 года Летней музейно-этнографической школы на о. Кижи, мы подумали, что хорошо было бы воплотить проект в жизнь на более высоком уровне и под руководством профессионалов. Мы узнали, что Летняя музейно-этнографп-ческая школа на острове Кижи действует с 1993 года. Руководитель проекта — Л. В. Шилова, заместитель директора музея-заповедника «Кижи» по музейно-образовательной деятельности, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Карелия. Мы поняли, что у нас есть шанс (если победим) погрузиться в культуру русского Севера на основе историко-культурного уникального и природного наследия музея-заповедника «Кижи»; возможность продолжить творческое и духовное развитие наших детей музейными средствами. Подали заявку и авторский проект — и (ура!) попали в девятку счастливчиков. Кроме нас победителями Всероссийского конкурса проектов-2009 стали школы № 43 г. Петрозаводска, Пудожская музыкальная, Великогубская; Республиканский центр развития творчества детей и юношества «Ровесник», Прогимназия № 1768 г. Москвы, Бугульминский деиский дом Республики Татарстан, Кировский областной Центр детско-юношеского туризма и экскурсий.

Мы прибыли на остров 9 июля. Мы — это учитель Средней школы № 3 Н. Е. Кравцова, я — завуч школы, и 12 семиклассников. Встречать нас вышли начальник лагеря Е. М. Грунина, куратор Н. А. Архипова и повар Н. В. Кузьменко. Нас поселили в музейной деревне Ямка в доме Ананьева, где познакомили с домовенком, маленьким хозяином нашего жилища. Оказалось, что домовёнок не любит шума и ссор, но помогает всем, кто пришел сюда с миром.

Знакомство с островом началось с обзорной экскурсии «Кижский архитектурный ансамбль — выдающийся памятник народного деревянного зодчества». В этот же день мы приступили к работе над проектом. Следующие дни знакомились с традиционным бытовым укладом Заонежья, путешествовали в крестьянскую усадьбу карела Яковлева. Никак не могли увести наших мальчишек из фонда «Металл» (так заинтересовали их хранящиеся там предметы); участвовали в конкурсе «Сказки кижских куполов»; знакомились с археологией острова Кижи, с народным заонежским костюмом; готовили подарок чудо-памятнику; рисовали, сочиняли, играли, плели. И, конечно, каждый день по несколько часов работали над созданием панорамы избы заонежского крестьянина. В качестве образца мы выбрали дом Ошевнева. Наш рабочий день заканчивался после десяти вечера. В результате получилась маленькая копия интерьера избы Ошевнева, похожая на игрушечный домик, так сказать, дом в разрезе. Ребята всё сделали своими руками: разукрасили стены и пол под «гладкотесаные бревна», слепили из глины русскую печь и посуду. Из дерева сделали стол, встроенные лавки, полки-воронцы. Подвесили люльку для ребенка. Изготовили разнообразную крестьянскую утварь, орудия домашнего хозяйства, связали напольные коврики, вышили маленькие полотенца, символически создали красный угол. Учли, где и что стоит., и, в конце концов, получился обобщенный образ заонежской крестьянской избы, отразившей в своем убранстве особенности традиционной крестьянской культуры Русского Севера. Участники проекта так полюбили свое детище, что принялись упрашивать нас забрать домик с собой. Однако пришлось довольствоваться фотографиями. А результат нашей работы остался на память музейно-этнографической школе.

Мы благодарны всем людям, которые работали с нами. Они оживили для нас историю памятников острова Кижи. Особая благодарность нашему куратору Наталье Анатольевне, которая работала с нами с утра до вечера, удивляя и радуя всех своей неистощимой фантазией и добротой. Спасибо заботливому и терпеливому директору Летней школы — Елене Маратовне и скусному повару Наталье Васильевне. Добавлю, что наша поездка, может быть, и не состоялась бы, если бы Николай Александрович Тихонов, не прислал за нами кораблик в Великую Губу. В противном случае дорога через Петрозаводск обошлась бы почти каждому из нас (некоторым ребятам уже исполнилось 12 лет) более чем в две тысячи рублей. Хочется съязвить по этому поводу, но жанр статьи не позволяет.

Спасибо за помощь в организации поездки ИП «В. В. Виноградов». Благодарим и нашего директора Г. Г. Зайцеву за поддержку проекта «Изба заонежского крестьянина».

В Кижах мы оставили «сердца частицу». «Впереди — целая жизнь, чтобы хранить воспоминания о самом лучшем острове на Земле…» (цитата из I видеофильма о Летней школе «Шесть дней творения»).

Елена НЕСТЕРОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе СОШ№3 г. Медвежьегорска. По материалу газеты «Диалог» от 9 сентября 2009 г. №57 (1361)

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф