Смотрите также:

«Гордость лесопромышленного Беломорья» Все выставки

Лица эпохи Vkontakte@kizhi

Лица эпохиЛица эпохиЛица эпохиЛица эпохиЛица эпохи

12 сентября в музее-заповеднике «Кижи» открылась выставка «Гордость лесопромышленного Беломорья», автором которой является старший научный сотрудник музея Борис Гущин. Авторский материал о ней предлагается вашему вниманию.

В 2002 г. в фонды музея «Кижи» поступила коллекция фотографий из архива Я.И.Кривонкина. Коллекция в состав, которой вошли один чертеж и 65 фотографий, является одним из источников по изучению истории беломорских лесозаводов начала ХХ века. Она была приобретены у дочери Якова Ивановича Марии Яковлевны Кривонкиной (1926-2008 гг.), доцента кафедры русского языка ПГУ, кандидата филологических наук.

Я.И.Кривонкин (1888 – 1957) родился в селе Сорока Архангельской губернии. Сын крестьянина Ивана Григорьевича Кривонкина. Детство провел в деревне. В 1905 г. окончил Шенкурское городское училище, в 1908 г. Архангельское техническое училище.

Судьба Я.И.Кривонкина тесно связана с историей ряда известных лесозаводов Беломорья, принадлежащих братьям Беляевым. В 1867 – 1869 гг. они построили лесопильный завод на окраине села Сорока в устье реки Выг. Предприятие имело три пилорамы и работало на экспорт. В 1876 г. Беляевы закончили строительство второго лесозавода. Они были известны под названием «Космополит» и «Финляндский».

Запечатленные в коллекции Я.И.Кривонкина заводы входили в следующие компании: «Товарищество Петра Беляева наследники», «Товарищество Беломорских лесопильных заводов под фирмой «Н.Русанов сын», «Товарищество Кемских лесопильных заводов», лесозавод бывший Бергрена близ села Ковда.

Следует заметить, что все интересующие нас заводы работали на экспорт. В начале ХХ века вывоз леса по объему и стоимости занимал в экспорте России второе место после вывоза хлеба. Накануне первой мировой войны на долю архангельской таможни приходилось 15% русского лесного экспорта. Сорок процентов пиленых досок от этого объема вывозились из Беломорья. (Отметим, что до революции все Карельское Поморье входило в состав Архангельской губернии).

Деятельность Я.И.Кривонкина с 1908 по 1931 г. была непосредственно связана с беляевскими заводами. Поэтому большинство фотографий коллекции отразили некоторые этапы строительства лесозаводов в Сороке, Кеми и Умбе.

Фотографии, представленные на выставке, позволяют нам зрительно достаточно живо представить запечатленные эпизоды деятельности беломорских беляевских заводов столетней давности. Вряд ли существует другое столь подробное собрание фотоматериала по данной теме. В этом отношении коллекция Я.И.Кривонкина является уникальной.

Самое главное на фотографиях – это люди. Прежде всего, их лица. Лица эпохи. Из групповых фотографий наиболее интересны такие, как - рабочие лесозавода с.Сорока, призывники и солдаты в Кеми 1912 г.(?), «общественное собрание» лесопильного завода Товарищества "П. Беляева Наследники" в с.Умба 1 января 1917 г., группа служащей молодежи лесопильного завода Товарищества «П. Беляева Наследники» в с.Умба 19 мая 1918 г.

Фотографии коллекции также несут в себе информацию об окружающей людей того времени материальной среде. На снимках зафиксированы внешний вид и интерьеры цехов лесозаводов, лесопромышленная техника («бассейн», пилорамы, паровые машины, кран – балки, приводные трансмиссии и т.д.), морские суда, как парусники, так и пароходы. Представляют интерес и надписи, сделанные на фотографиях. Например, на обратной стороне фотографии с изображением парохода «Митрофан» дается техническая характеристика судна. На нескольких фотографиях запечатлены события свидетелем, которых оказался фотограф: наводнение в селе Сорока, пожар клуба там же.

По словам М.Я.Кривонкиной некоторые фотографии сделаны ее отцом Яковом Ивановичем. К сожалению, точное авторство фотографий Я.И. Кривонкина определить невозможно. В коллекции есть фотографии и других неизвестных авторов.

Большой заслугой Я.И. Кривонкина, как автора некоторых фотографий, является не только высокое качество большинства сохраненных снимков, но и осознание значимости снимаемых событий.

На выставке раскрывается интересная страница биографии одного из основателей беломорских лесозаводов Митрофана Петровича Беляева (1836-1903). Он оставил заметный след не только в лесной промышленности России, но и в истории русской музыкальной культуры второй половины 19 века. Митрофан Беляев ушел из лесопромышленного производства и полностью посвятил свою жизнь служению музыке. В 1880-1890 гг. Беляевский кружок и его пятницы стали относить к младшему поколению «Новой русской музыкальной школы» («Могучей кучки»). В центре Беляевского кружка стал Н.А.Римский – Корсаков, учениками которого стали почти все члены кружка, наиболее известные из которых были А.К.Лядов и А.К.Глазунов. Он основал в 1885 г. нотное издательство в Лейпциге, организовал в Петербурге ежегодные симфонические концерты, учредил на свои средства ежегодные «Глинкинские премии», стал главным издателем в России музыкальных сочинений. Все свое состояние М.П.Беляев завещал «Попечительскому совету для поощрения русских композиторов и музыкантов».

Борис ГУЩИН, ст.н. сотрудник отдела истории и этнографии

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф