Народный праздник окончания жатвы – отжин Vkontakte@kizhi

Народный праздник окончания жатвы – отжин. Скобелев О.А.Народный праздник окончания жатвы – отжинНародный праздник окончания жатвы – отжинНародный праздник окончания жатвы – отжин

«Отжином» в Заонежье называли трудовой праздник окончания жнитвы (жатвы), то есть всё! - жать закончили, отжали. Праздник-то он, конечно, праздник, но всё же трудовой, то есть это не праздное гуляние и езда по гостям, а дожинание полоски, исполнение необходимых обрядов и только после всего – праздничное застолье, но не «стихийное» разгульное, а с доброй усталостью, с сознанием завершённой страды и, опять же, с традиционными обрядовыми кушаньями.

Не широко ли замахиваемся – так уж у нас в музее - и «народный праздник»? Рискну утверждать, что да, праздник пока получается народным. В Отжине принимают участие только жнеи и жнецы, то есть люди, внесшие свою лепту в общее дело сбора урожая и понимающие умом и сердцем красоту и трудности этой работы. Праздник в результате не расплывается, не принимает искусственные «заадминистрированные» формы; по совместной работе все друг друга знают и, как сотоварищей, уважают. Желательно, но совсем не обязательно, участие в традиционном костюме; исполнение заонежских песен приветствуется, и кулинарные инициативы в традиционном русле – тоже.

Жнитва нынче началась на преподобную Марию Магдалину, четвёртого августа, то есть немного раньше рожь поспела, чем обычно в последние годы. Зажин делали вдвоём –автор этих строк, и мастер-демонстратор Рената Гашкова. Утро выдалось солнечное, роса быстро сошла, туристы с теплоходов до полей ещё дойти не успели. Поклонились церквам, помолились, сказали жнивке-полоске, что требуется и срезали серпами по первой пясточке. Завили свои начальные пясти колосьев «жгутом» и заправили каждый себе за пояс за спину. Это на весь день так и ходить с ними – чтобы спина на жатве не болела. И как-то споро у нас дело пошло, а попозже и ещё жнеи подошли. К концу рабочего дня сжали небывало много, для начинающих жней – 45 снопов, как за полдня, прежде, хорошая жнея жала.

Рожь в этом году получилась небывалая для наших полей – высотой больше двух метров, кустистая, густая. Правда, из-за такой большой высоты, повалило её в июле грозою - шквалистым ветром с ливнем. Так и доспевала, лёжа на боку. Но нам не комбайном жать, а вручную, серпами – так даже и удобней, надо только становиться с «ловко'й» стороны, чтобы колосом от тебя рожь лежала.

Катилась жнитва по полю, поднимались золотые бабки в два обхвата, составленные из десяти снопов каждая и, наконец, «маленький горбатенький» - серп – «всё поле проскакал». Аккурат на первый Спас, на Макковеев день, четырнадцатого августа, пришлось окончание жатвы – Отжин. Первый Спас считался в Заонежье полупраздником – полдня работали, а полдня отдыхали. Так что с Отжином всё вышло как нельзя традиционней.

Прежде всего договорились с пожарной частью, взяли самовар с трубой, растопку, огнетушитель и ведро воды – чтобы обеспечить пожарную безопасность чаепития. Пришли на поле, жнеи нанесли пирогов, всякой снеди и припустились дожинать полоску – дружно не грузно! Дожали быстро всё, остался пятачок несжатых колосьев – «на бороду Илье». Пророк Илия считается покровителем земледелия, заботится о полях и пожнях, о сенокосе и зерновых, поэтому заламываемые к земле колоски – для возвращения земле истраченной силы – посвящали небесному покровителю, Илье. Колосья заламывали по кругу, по солнышку, обязательно не голой рукой, а через передник или платок. Получается такой грубоватый соломенный венок. Для крепости совершённого придавливали заломленные колосья к земле камешками, коих на заонежских полях – уйма.

Ну а потом надо вернуть потраченные силы и жнеям – пошли все по очереди кататься по стерне – под горку, с боку на бок, со словами: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку!» И весело, и полезно. Участвовавшие в жатве дети из Пудожского района принялись играть в ляпы, бегая среди ржаных бабок с радостными криками. Вон их, бабок, сколько - семнадцать в ряд выстроились, сто семьдесят снопов с нашей полоски, вместо ежегодных ста!

Ну а потом вскипел самовар и пошёл пир горой, на выкошенной меже, под ясным солнышком, с отжинными песнями. Подходили и подходили группы экскурсантов, стояли рядком, завороженно слушали «Раздивью», «Экого Ваню». Прошло всё действо живо и непринуждённо, и пели не по заказу, по долгу службы, а от души, с куражом. Можно сказать, что работать с такими воодушевлёнными людьми – настоящее счастье. Спасибо всем.

Материалы полосы подготовил Олег СКОБЕЛЕВ, cт. научный сотрудник отдела истории и этнографии

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф