Народ хочет знать, народ должен знать или музей «Кижи» в прямом эфире Vkontakte@kizhi

Режиссер И. СмирноваОператор А. ГрийЗвукорежиссер С. БезручкоВедущий О. ГорновскийУчастники программы в студии

13 марта 2010 г гостями прямого эфира в программе «Национальный интерес» были представители музея-заповедника «Кижи» — директор музея Эльвира Аверьянова, зам. директора Николай Попов и хранитель коллекции древнерусской живописи Галина Фролова. Речь в передаче шла о реставрации памятника ЮНЕСКО — Преображенской церкви и ее иконостаса. Зрители увидели фильм «Кижи. Летопись преображения». Программа вызвала большой интерес. К сожалению, на все вопросы, поступившие от телезрителей, участники передачи ответить не успели. Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, оставшиеся «за кадром».

Смирнова Татьяна, п. Лоухи: — Делится ли с кем-то музей «Кижи» опытом реставрационной работы?
— Безусловно, опыт реставраторов музея «Кижи» востребован коллегами. Мы проводим совместные работы с группами плотников из Швеции, Норвегии и из российских регионов. Итальянские реставраторы перенимали опыт реставрации деревянных срубов. Приезжают на остров и отдельные плотники. Мы никому не отказываем.
Трубин Александр, журналист, г. Петрозаводск: — Как планируется менять инфраструктуру острова?
— Инфраструктура острова формировалась и изменялась на протяжении всех лет существования музея. Безусловно, сегодня совсем другие требования к благоустройству территории и созданию современной инфраструктуры. Сотрудниками административно-хозяйственной службы музея остров Кижи постоянно содержится в чистоте. Летом территория окашивается, зимойчистятся дороги и территория вокруг памятников убирается от снега.
Очень серьезно стоит проблема мусора, оставляемого туристами. Ежегодно с острова вывозится более 20 тонн мусора. Для его утилизации в скором будущем на острове будет построен комплекс по переработке отходов.
Решена проблема туалетов на острове. Уже поставлено два современных модуля биотуалетов.
В сезоне 2010 г. будет установлено еще два таких же модуля. Летом будут отремонтированы деревянные пешеходные мостки, ведущие к основной экспозиции.
По плану развития музея будет построена современная входная зона, где разместятся административные помещения, зона обслуживания туристов, кафе, магазин, медпункт, конференц-зал, почта, сувенирные торговые точки. После чего с причала будут убраны все ларьки.
Для развития инфраструктуры очень важно строительство линии электропередач и грузового причала, завершение которых ожидается в ближайшие годы.
Печенкин Сергей: — Используются ли для защиты древесины старые или современные средства защиты? И насколько они эффективны?
— Да, для защиты древесины применяются как традиционные, так и современные средства и способы защиты. При этом основная ставка делается на предотвращение воздействия на древесину разрушающих факторов. Основную роль здесь играют исправность кровли, соблюдение температурно-влажностного режима, проветриваемость помещений. В случае, если древесина уже поражена, требуется остановить процесс разрушения. Для этого могут применяться специальное оборудование, традиционные и современные антисептики. Во всех случаях предпочтение отдается традиционным технологиям и материалам.
Пальчикова Тамара Андреевна, г. Петрозаводск: — Когда будет построена нормальная дорога от Медгоры до Великой Губы, когда будет налажена нормальная работа водного транспорта?
— Это вопрос к правительству Карелии. Мы можем сказать только о том, что по Распоряжению, подписанному В.В. Путиным, республике выделено более 2 миллиардов рублей на строительство 42 км дороги от Великой Губы до Оятевщины и линии электропередач вдоль этой дороги. О строительстве дороги от Медвежьегорска до Великой Губы могут ответить только в правительстве. Мы сами страдаем от сегодняшнего состояния этой дороги и не меньше остальных жителей республики заинтересованы в ее ремонте,так как добираться на остров Кижи нашим сотрудникам необходимо круглый год. Там постоянно проживают почти 100 человек – Плотницкий центр, АХЧ, подрядчики музея, Пожарная часть №14, Отдел вневедомственной охраны г. Петрозаводска.
Что касается водного транспорта до острова Кижи, то для нас это беда. Как будет этот вопрос решаться республикой в новом летнем сезоне, нам неизвестно.
Казанов Александр: — Почему мастерам из Петрозаводска не предлагают работу в Кижах?
— Мы можем предложить работу специалистам на конкурсной основе. Но необходимо осознавать, что Плотницкий центр музея находится на остове Кижи и, работая там, необходимо жить на острове круглый год.
Дорофеева Зоя: — Моему дому в Суйсари 102 года. Издает ли музей книги по реставрации, с доступной информацией для тех, кто самостоятельно ремонтирует свои старые дома? Можно ли посетить на острове Кижи реставрационный комплекс?
— В 2007 г. изданы методические рекомендации «Система комплексного профилактического обслуживания памятников деревянного зодчества», авторы — сотрудники музея «Кижи» Александр Любимцев и Маргарита Кистерная. Иллюстрированная брошюра рассчитана не только на специалистов, но и на владельцев деревянных домов и построек, причем не только старинных. Она доступным языком описывает свойства древесины и методики диагностирования и защиты деревянных построек.
Что касается посещения Реставрационного комплекса, то в принципе мы можем вас там принять, только о своем приезде на остров нужно сообщить заранее.
Светлана, г. Петрозаводск: — Мы сохраняем Кижи, а что строится сегодня, чтобы нас вспоминали через 100 лет?
— Музей призван не строить памятники, а сохранять их. Но если говорить о том, что мы строим для того, чтобы нас помнили, хочется сказать о современном реставрационном комплексе, который позволит вести реставрационные работы любой сложности в любое время года и если нужно в две смены. Важным объектом для острова Кижи станет построенный музеем грузовой причал. Кроме того, проводится реконструкция электрических сетей. Все это позволит развиваться острову и через 100 лет.
— Дорого семьей съездить на Кижи. Почему стали такие недоступные билеты на «Метеоры»?
— Музей-заповедник «Кижи» не занимается перевозками пассажиров. Мы можем только посочувствовать жителям нашей республики, которые из-за сложившейся ситуации лишены возможности побывать у нас в музее-заповеднике. В прошлом сезоне доставкой туристов на остров Кижи занималась единственная компания-перевозчик «Кижское ожерелье». Вопросами ценообразования занималась сама компания. Музей «Кижи» не может повлиять на эту ситуацию, хотя от оттока местных гостей страдает и музей.
— Как вам помогает республика?
— Еще раз хочется напомнить, что музей-заповедник «Кижи» — это федеральное учреждение культуры, учредителем которого является правительство России. Содержится музей за счет федерального бюджета и средств, заработанных музеем за экскурсионное обслуживание туристов, прибывающих на остров. Республика Карелия не финансирует деятельность музея. Хотя эпизодически контролирует организацию реставрационных работ.
Имея у себя на территории такой уникальный объект, республика могла бы уделять нам побольше внимания. Ведь до сих пор не решен очень серьезный вопрос о границах музея-заповедника. А музей работает не только для тех, кто туда приезжает, но и для тех, кто там живет, обеспечивая местное население медицинским и торговым обслуживанием, транспортом, дровами.
Нам хочется если не помощи, то хотя бы моральной поддержки за эту работу, которая ведется не только ради сохранения памятников архитектуры, но и для сохранения местного населения Заонежья.
Из Беломорска: — Спасибо всем, кто организовал эту передачу. Наше наследие надо сохранять!

Подготовлено пресс-службой музея «Кижи»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф