Опираясь на метрику Vkontakte@kizhi

Опираясь на метрикуОпираясь на метрикуОпираясь на метрику

«Метрика для получения верных сведений о древне-православных храмах Божьих, зданиях и художественных предметах» находится в Институте истории материальной культуры РАН (РО НА ИИМК РАН. Р-III. Д. 4217), где хранится архив Императорской Археологической комиссии. Она составлена 23 марта 1887 г. и подписана священником Михаилом Стефановичем Заводовским, 56-ти лет, служившим в этой церкви с 8 мая 1852 г., и священником Иоанном Павинским, 34-х лет, служившим в церкви с октября 1874 г., а также диаконами на вакансиях псаломщиков Александром Ржановским и Михаилом Дуровским. Священники окончили Олонецкую духовную семинарию, диакона — духовное училище и были по тем временам людьми образованными.

Я посмотрел метрику, где на листе 1об четко записано, что церковь «основана в 1714 г.». Здесь дается и обоснование этому. В алтаре в то время хранился восьмиконечный крест размером 1 аршин 26 вершков, на котором было написано: «Обложися сей олтарь Господа Бога и Спаса нашего Iисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова А ДI года июня 6 дня на память преподобного отца нашего Виссариона при державе Благоверного Государя нашего Царя Великого Князя Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце и при Благоверном Государе нашем Царевиче Алексее Петровиче А614 и при Преосвященном митрополите Иове Великого Новгорода и Великих Лук».

Никакого «оболкися», как иногда указывается в литературе, там нет. Очевидно, слово «оболкися» предлагалось как альтернативное прочтение глагола «обложися». Написано это слово действительно не очень разборчиво. Что такое А614 в надписи — не понятно. Да уж и не разъяснит никто. Итак, 6/19 июня есть день ЗАКЛАДКИ храма, начала строительства. Дата его освящения на день составления метрики, как свидетельствует формуляр, была не известна.

Возникшая в научной литературе версия, что речь должна идти о дате освящения храма, отчасти связана, как можно полагать, с консультацией покойного писателя Дмитрия Балашова. Он почему-то посчитал, что «основание церкви» — это «всегда и только сооружение и освящение алтаря», причем под алтарем он понимал престол, находящийся в алтаре. Именно к престолу он и отнес загадочное «оболкися»: действительно, в момент освящения престола он «облачается» в особый покров — «срачицу», который особым образом обвязывается веревкой. Кстати, Д. Балашов считал, что сначала строился основной объем храма, к которому затем пристраивалась алтарная часть, хотя в действительности все было наоборот.

Теперь немного об этих метриках. История с описанием древних храмов была затеяна Императорской Академией художеств. 17 февраля 1886 г. к президенту Академии Великому князю Владимиру Александровичу обратился Т. В. Кибальчич, указав на отсутствие в России цельной программы для учета и изучения русского церковного зодчества. Для этой переписи он предложил свой образец опросного листа — «Метрики». По сути, впервые в стране была сделана попытка создания «единого государственного реестра» памятников церковной культуры.

Запросы епархиальным преосвященным были разосланы уже 14 октября 1886 г. В письме содержалась просьба содействовать Академии в получении сведений о храмах и священных предметах до начала XVIII в. и предоставить их не позднее марта 1887 г. Вплоть до начала января 1887 г. архиереи присылали в Академию запросы с указанием потребного для епархии количества метрик. Последней метрики запросила Олонецкая епархия — всего 40 штук. Всего было разослано 9832 экземпляра, а получено в два раза меньше — 4563.

16 марта 1890 г. Императорская Археологическая комиссия, в видах сосредоточения в одном месте сведений о древностях, после того как ей была поручена реставрация монументальных памятников, обратилась к президенту Академии с просьбой передать в ее архив существующие метрики, а также сведения губернских комитетов о памятниках древнерусского искусства и местные издания по древностям и храмам. Так в архиве Комиссии оказались сведения о 52 епархиях.

Наша справка

Мусин Александр Евгеньевич, доктор исторических наук, кандидат богословия, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге, родился в 1964 г. в Ленинграде, окончил Санкт-Петербургский государственный университет и Санкт-Петербургскую Духовную Академию, специалист по истории и археологии Древней Руси, церковной археологии и истории Церкви, церковно-государственных отношений, охране культурного наследия и истории археологической науки.

Александр Мусин, кандидат богословия

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф