У деревянной лодки есть душа Vkontakte@kizhi

У деревянной лодки есть душаУ деревянной лодки есть душаУ деревянной лодки есть душа

В каждом деле есть свои секреты. Задача настоящего мастера не только постичь их, но и внести свою лепту. Мастеру-лодочнику Сергею Давыдову, работающему сегодня в «Ожившей экспозиции» музея-заповедника «Кижи», есть, что рассказать о деле, которому он посвятил уже два десятка лет, ибо не существует пути к мастерству: мастерство — это и есть путь…

— Сергей Васильевич, расскажите о начале Вашего профессионального пути.
— Пожалуй, надо начать с того, что с детства ничего игрушечное меня не интересовало: просто модель ради модели. Но к работе с деревом я пришел не сразу. Занимался радиоэлекторникой на Станции юных техников в Петрозаводске. Нельзя создать «модель» радиоприемника. Даже самый простой радиоприемник должен работать.
Потом был радиоклуб, так что, когда пришла пора идти в армию, я был хорошо подготовленным радиоэлектронщиком и без проблем служил в 1968—1970 гг. в ракетных войсках под Валдаем.
Сейчас мне часто хочется задать вопрос родителям, которые жалуются на армию: а что ваши чада знают и умеют такого, чтобы их в армии ценили и уважали?
Отслужив, поступил в университете на лесоинженерный факультет. Техника меня всегда интересовала. Я уверен, что если человек разбирается в радиоэлекторонике, то в автомобиле разберется, а наоборот — не всегда.
После учебы десять лет работал на Станции техобслуживания, занимался ремонтом автомобилей. Уже тогда я решил, что надо делать себе имя, чтобы люди шли именно к тебе — ты должен быть мастером.
Вел Автотранспортный кружок, где мы собирали автомобили: повторюсь — меня всегда интересовало все настоящее.
Годы шли — страна менялась, я легко вошел в «перестройку». Социальные изменения в стране не стали для меня шоком, потому что я много чего умел уже тогда.
Причем, увлекался не только техникой. Я считаю, что нельзя давать мозгу застаиваться, его надо постоянно шевелить.
Всегда любил читать, играю на гитаре. Четырнадцать лет играл в оркестре русских народных инструментов Онежского тракторного завода, ставшим впоследствии профессиональным оркестром «Онего» под управлением дирижера Геннадия Миронова.
С 1983 по 1991 год работал радистом в Финском театре — это тоже было интересно. Например, в знаменитом спектакле «Кабаре», который в нашей стране шел только в Петрозаводске и Таллине, весь звук был на мне, а это творческий процесс.
— С чего начиналось Ваше увлечение строительством традиционных народных деревянных лодок?
— Все шло по жизни. В Заонежье бывал с детства, лет с 13. Жил летом в семье знакомых отца. Тогда же и познакомился с настоящими деревянными лодками.
В 1972 году участвовал в реставрационных работах на острове Кижи, когда собирали перевезенный амбар у дома Ошевнева. Кижские плотники научили меня работать топором.
Мой учитель в лодочном деле — известный мастер Иван Вересов.
В 80-е годы в школе №26 был организован Морской класс, шесть лет я там работал. Мы строили лодки — это было уникально, не случайно эта школа дважды получала Диплом «Школа года».
В 1991 году я приехал на Еглов к Вересову и под его руководством делал свою первую лодку, но перед этим сам обмерял старые лодки.
В Усть-Яндоме нашел лодку, сделанную Федором Михайловичем Судьиным в 50-е годы — лодка была стройная, более 6 метров в длину. Каждая деревянная лодка по-своему уникальна: у нее есть душа.
— Лодку, которую вы сейчас строите в мастерской музея-заповедника «Кижи», оборудованной в доме Сергеева, можно назвать традиционной?
— Безусловно. Заложенная лодка — 5 м 40 см длиной, шесть пар досок-набоев, форштевень — кокора. Отмечу, что ради кокоры я не срубил ни одного дерева: ищу в лесу вывороты, пни. Бывало, что с одного пня выходило несколько кокор. Лодка будет ходить и на веслах, и под парусом, и на моторе.
Но надо сказать, что я не повторяю лодки, в каждой есть своя хитринка. Традиция тогда ценна, если она способна развиваться. Если же все стоит на мертвой точке, копируется, то это уже не традиция, а архаика. Лодка не случайно называется «народной», в ней собран многовековой опыт совершенствования, проверенный на практике. Лодка, конечно, — не рояль, но и не корзина. В ней важно удобство, надежность, безопасность.
Умелец знает, как делать. Профессионал — что делать. А мастер — это понятие особо ответственное. Для мастера главное — спокойствие и уверенность в своих знаниях. Мастер, более чем кто либо другой, испытывает на себе зависть и непонимание окружающих.
Мастер берет от старых технологий лучшие достижения, материал — дерево, а дальше — дает свободу мысли. Это касается и геометрии лодки, и применения современных технологий. Если человечество изобрело герметик и саморезы, то почему бы их не использовать? От этого лодка не перестанет быть традиционной. Надеюсь спустить ее на воду к нынешней Кижской регате. Название пока не придумал. Может быть, «Давыдочка»?
— Эта лодка у Вас какая по счету?
— Можно сказать, юбилейная — пятьдесят пятая. Я строил лодки и для себя, и на заказ, и на продажу.
Мои лодки есть во многих заонежских деревнях, например, в Великой Губе, в Воробьях, в Кургеницах.
Валерий Иванов на моей лодке неоднократно был победителем Кижской регаты. Я тоже принимал участие в регате, был призером. И в 2010 году собираюсь участвовать в гонке на лодке на две пары весел.
Так уж сложилось, что сегодня я самый молодой мастер-лодочник, строящий кижанки. Надеюсь, что самая лучшая моя лодка — впереди.

Беседовала Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф