Раньше почти каждый, кто умел держать топор в руке, мог построить для себя лодку. Впечатления об экспедиции Vkontakte@kizhi

Тойво Петрович СергеевЗа работойМастер примеряет носовую кокору

На карельских озерах и ламбушках трудно жить без лодки. Так было сто, пятьдесят лет назад, так остается и сейчас. Причем построить небольшую простую лодку для себя мог почти каждый мужик, который умел держать в руке топор.

Самые первые деревянные недолбленые килевые лодки не изготовляли, а «шили», скрепляли доски лодочных бортов между собой еловым корнем, пропуская его как нитку в высверленные отверстия. По такой технологии сейчас уже не работают мастера-лодочники, но многие старые приемы, тем не менее, продолжают оставаться в ходу. Их помнят мастера, которым сейчас по 70-80 лет.

Тойво Петрович Сергеев родился в д. Лувозеро нынешнего Муезерского района в 1936 г. После возвращения из эвакуации окончил четыре класса школы, работал в колхозе, в лесничестве, более 20 лет в дорожно-строительном участке ДРСУ, потом на железной дороге. Построил за свои 74 года шесть лодок: три — для себя, три — для знакомых. Начал строить лодки Тойво Петрович еще в молодости из интереса и из необходимости, так как нужно было средство передвижения. Первая лодка была, может, и не самой ровной по обводам, но уже вторая ходила и на веслах, и на моторе, а также перевозила грузы.

Отдельного выделенного названия для лодок, как «кижанка» в Заонежье, на озерах Кимасозеро, Ледмозеро и Лувозеро, рядом с которыми провел свою жизнь Тойво Петрович, не существовало. Лодки называли и называют по-карельски — vena. Такие лодки опять же не имели ярко выраженных конструктивных особенностей, как одинарный или двойной поднятый и загнутый нос у кижанки. Сохранялся общий облик деревянной лодки килевого типа: борта делались из сосновых досок, соединяемых гвоздями, носовая балка или форштевень — кокора вытесывалась из места перехода елового ствола с корнем. Такая кокора крепилась к килевой балке — матице на деревянные штыри — нагели. С другой стороны килевой балки устанавливался транец (плоская часть кормы, на которую мог устанавливаться подвесной мотор) и на образовавшийся скелет лодки набивались уже ряды досок — набои. От ширины доски и размеров лодки зависело количество таких набоев: от трех до шести. По различным районам Карелии разница в строительстве деревянных лодок и разница профессионального почерка отдельных мастеров-лодочников заключалась в деталях: в угле соединения кокоры и матицы, в форме обводов лодки, в толщине досок, в качестве отделки. Ну и, конечно, форма лодки зависела от цели ее использования: для рыбалки, для перевозки грузов, для открытых водных пространств или проезда по протокам, от способа передвижения — под парусом, на веслах, под мотором.

Добротно сделанная, просмоленная деревянная лодка при хорошем уходе может прослужить и пятьдесят лет. Сейчас пара первых лодок Тойво Петровича лежит на берегу, хотя несколько лет назад одна из них еще использовалась. На плаву не осталось ни одного средства передвижения, что не очень устраивало потомственного жителя озерного края. И Тойво Петрович при поддержке жены Татьяны Сергеевны, отвечающей за «тыловое обеспечение и питание», взялся построить новую лодку, тем более что кокора, матица и доски уже были заготовлены.

Экспедиция музея-заповедника «Кижи» в составе старшего научного сотрудника отдела истории и этнографии Юрия Наумова и автора строк, помимо посещения других мастеров-лодочников, была приглашена на несколько дней в гости в д. Кимасозеро. Здесь мы должны были зафиксировать на видеокамеру процесс изготовления традиционной деревянной лодки. Процесс, приближенный к «старому» процессу с использованием топора, а не бензопилы, гвоздей, а не саморезов, смолы, а не герметика. Стоит отметить, что посильную помощь оказывали Тойво Петровичу и трое его внуков: Дмитрий, Павел и Верочка, которые как обычно летом гостят у дедушки и бабушки. Они взяли на себя мелкие хозяйственные дела, чтобы дед мог сосредоточиться на изготовлении лодки.

Мы остановились наблюдать за работой Тойво Петровича, когда на каркас будущей лодки был набит самый главный первый набой, и отправились в гости к другим мастерам-лодочникам в с. Вокнаволок, где до сих пор местные мастера шьют несколько лодок в год. Но общий и подробный рассказ о лодочниках целого Калевальского района - это уже тема для другой статьи.

Как известно, в России традиции дольше сохраняются на Севере. На севере Карелии — в Калевальском и Муезерском районах — производство деревянных лодок сохранилось и продолжается. И эти данные зафиксированы в материалах экспедиции музея-заповедника «Кижи». Сейчас мастера чаще применяют современные методы обработки древесины, современные материалы и инструмент, но есть и те, кто помнит, как работать одним топором. И главное, что предпочтение жителей этих районов часто отдается в пользу именно деревянных, а не пластиковых лодок. А ведь это и есть одно из определений сохранения старых традиций — не только полное копирование материалов и приемов строительства, но и работа в русле традиции изготовления деревянных лодок только с использованием соответствующих старому времени технологий.

Борис МОСКИН, специалист отдела истории и этнографии

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф