Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать VkontakteFacebook

Видео из «Школы плотника-реставратора»Видео из «Школы плотника-реставратора»Видео из «Школы плотника-реставратора»

Плотницкое ремесло, как и любое другое, имеет очень много секретов и тонкостей. Оно формировалось столетиями, передавалось мастерами в буквальном смысле слова из рук в руки. Приёмы мастерства обусловлены в первую очередь свойствами материала – древесины, а также возможностями инструмента, потребностями человека.

На сайте музея-заповедника «Кижи» открыт новый раздел «Школа плотника-реставратора».

На сегодняшний день существует множество описаний, руководств по плотницкому мастерству. Многие из них имеют иллюстрации. Изучив их, можно освоить технологию, но стать настоящим мастером без практики не получится, так как в своей работе мастера интуитивно учитывают множество факторов, не поддающихся описанию, например таких, как сила удара, звук инструмента, толщина стружки, размер щепки, даже запах древесины может иметь значение.

Поэтому значительно повысить информативность словесного описания, рисунков и фотографий может видеофиксация реального процесса, особенно, если мастер при этом дает свои комментарии.

К мысли начать видеофиксацию процессов плотницких, и не только, технологий меня натолкнул опыт практической работы в плотницкой бригаде в конце 80–х – начале 90–х годов. Бригада наполовину состояла из «стариков» предпенсионного возраста, которые начали работать сразу после войны, учились в свою очередь у тогдашних «стариков».

На бригаду была только одна бензопила, «Дружба», работать которой было крайне неудобно, поэтому, естественно, большинство работ выполнялось вручную. Первое, что меня поразило, — то, что пожилые плотники за одно и то же время выполняли объем работ больший, чем мы, молодые, и при этом не страдало качество и у них ещё оставались силы нас поучать.

Потом, работая на пилораме, я с удивлением обнаружил, что человек, не обладающий богатырским телосложением, зная приёмы, может запросто переложить штабель брёвен с места на место, не перегрузив при этом свою поясницу и суставы.

К сожалению, секреты мастерства могут передаваться только лично, на практике, поэтому с уходом мастера всё, что он не передал ученикам, уходит вместе с ним. Поэтому, чтобы не было утрачено то, что ещё сохранилось, необходимо делать видеофиксацию всех процессов.

Фильмы, представленные в видеокаталоге, не претендуют на профессиональность съёмок. Главная цель – показать реальную работу мастеров, их комментарии и пояснения. Хотелось бы, чтобы была налажена обратная связь со зрителем — полезно получить отзывы, замечания, пожелания.

Работа над пополнением каталога продолжается. В текущем году должен быть снят фильм о технологии перемещения брёвен. Есть отснятый материал о работе смолокурни, заготовке лыка.

Александр ЛЮБИМЦЕВ, главный хранитель недвижимых памятников музея «Кижи»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф