Тайны истории кижских деревень VkontakteFacebook

Панорама деревни Васильево. Современный вид

Восстановление крестьянских родословных не отдельных семей, а целых поселений позволяет краеведам проникнуть в тайны истории деревни, ответить на вопросы, касающиеся происхождения ее названия, узнать иногда очень запутанную историю крестьянских семей кижской округи.

На западном берегу острова Кижи расположена деревня Васильево – одно из двух сохранившихся до нашего времени исторических поселений. Сейчас она состоит из пяти домов. Два из них сохранились от исторической деревни, а три перевезены из других деревень. Среди них размерами и величием отличается дом Сергиных из заонежской деревни Мунозеро. На берегу озера, почти около воды, у южной оконечности деревни стоит один из самых древних храмов округи часовня Успения Пресвятой Богородицы.

В первом писцовом описании Кижского погоста 1563 года этой деревни нет, видимо она попала в несохранившееся начало документа. В 1582 году она представляет собой лишь «пустошь что была деревня на Кижском же острове Большой Двор у часовне», это значит, что домов в ней в это время не было.

В 1850 году в ревизской сказке поселение было поименовано как «Лукинщина (она же На низу у часовни)». Название «Лукинщина» дает возможность предположить, что в новгородское время деревня была центральным поселением владений одного из могущественных бояр – Луки Федорова, поскольку резиденции крупных бояр в Обонежье назывались деревни «Большого Двора».

Лука Федоров был очень влиятельным человеком в Новгороде. Сын посадника Федора Яковлевича, сам новгородский посадник, он участвовал в переговорах c Иваном III в 1477 году. Во время поездки великого князя в Новгород в 1475-76 гг., подобно другим боярам принимал у себя Ивана III и преподнес ему великолепные дары.

С конца XVI века по 1646 год домов в деревне «Большой Двор у часовни» не было, а ее земли пахали «наездом кижского ж погоста крестьяне» из деревни Окуловская (Дудкин Наволок), из деревни Карчевская (Ольхино, Ямка), да из деревни Марковские (Жарниково). Да часть земли в поселении на льготных условиях распахивал брат кижского священника Кирило Игнатьев сын Попов.

Деревня была возрождена только к 1678 году, когда в ней поселился крестьянин из соседней деревни Харчевская (Ольхино) Евсюшко Юрьев с братом Матюшкой. Происходил он из рода крестьян Ольхиных, возродивших свою деревню, после разорения ее в Смутное время.

Через двадцать лет в 1696 году деревня разрослась за счет новых поселенцев – сразу два крестьянина пришли из деревни Леоновская (Оятевщина). Один из них был Артюшка Иванов с пятью сыновьями да 3 взрослыми племянниками-братьями Ипполитовыми.

Вместе с Артюшкой Ивановым пришел на новое место их сосед по деревне – Сенка Ильин.

В 1707 году деревня «На низу у часовни» (С этого времени из названия деревни исчезает определение «Большой Двор») выглядела следующим образом: только один двор жилой – Артемия Иванова с сыном Фролом, остальные два двора (Евсея Юрьева [Ольхина] з братею и Семена Ильина) запустели.

В 1726 году в деревне жил Фрол Артемьев с братом Иваном и сыном, его родной брат Козьма [Артемьев] Босарев с сыном, которые были «писаны при петровских заводах», то есть находились на заводской повинности, и бобыль Михайло Ильин, видимо брат Семена Ильина, чей дом стоял в деревне еще в XVII веке.

В конце XVIII века в деревню вновь переселились два крестьянина из рода Ольхиных – потомки Петрушки Истомина, который пахал эти земли в начале XVII века.

К самому началу XIX века в деревне вновь остался только один двор Ольхиных. Исчезла семья Артемьевых и бобыля Михайлы Ильина, а сын Козьмы Босарева Ермол в 1756 году был «записан в Санкт-Петербургское купечество».

Для того чтобы деревня вновь не превратилась в пустошь, в 1811 году в нее был переписан из деревни Оятевщина тринадцатилетний Иван Кононов – племянник последнего крестьянина из рода Артемьевых, а к середине XIX века на новое место жительства перебралось все семейство его отца Конона Корнылова Босарева. Происхождение фамилии «Босарев» пока установить не удалось.

В начале XIX века одно из двух крестьянских хозяйств было зажиточным, а одно бедным. На 6 жителей приходилось 3 лошади, 3 коровы и 2 овцы.

Спустя десять лет в 1833 году 8 крестьян деревни владели 2 лошадьми, 11 коровами и 10 овцами, при этом одно хозяйство было зажиточным, а второе «посредственным», то есть средним.

К середине XIX века в деревне остался только один двор, на 8 человек семьи которого приходилось 2 лошади, 3 коровы и 2 овцы, что позволило причислить семью к хозяевам средней руки.

К 1850 году в поселении, которое с этого момента называется в документах «Лукинщина», существенно меняется состав жителей. В это время в деревне жила семья Конона Босарева, в то время как Петр Ольхин вернулся в свою родовую деревню Ольхино, и вместо него в деревне, в одном доме, но из разных деревень округи (Жарниково, Дудкин Наволок и Нестерово) собирается семья, состоявшая из дяди и трех племянников. Фамилия главы рода – Ивана Егорова Васильева дала последнее название поселению, которое существует и поныне.

В 1876 году в деревне было 2 дома, в которых жили братья Васильевы – Иван Егорович и Григорий Егорович. У первого было в хозяйстве 2 лошади, 4 коровы и 2 овцы, у второго скота было меньше — 1 лошадь, пять коров и две овцы.

В 1911 году в деревне было уже 3 двора. В одном жил из них жил сын Григория Васильева — Михаил, а два других занимали внуки Ивана Васильева — Алексей и Михаил Васильевичи Васильевы.

На картах острова Кижи конца XIX века севернее деревни Лукинщина (Васильево) расположена однодворная деревня Босарево, которая была основана между 1858 и 1869 годами семьей Босаревых из деревни Васильево. В единственном доме поселения жило 11 человек. В хозяйстве было 2 лошади и 4 коровы. В 1911 году в деревне было уже 2 двора и в них жили два брата — внуки Корныла Кононова Босарева, когда-то переехавшего из деревни Оятевщина в деревню Лукинщина (Васильево) в дом к своему сыну. Так появилась на острове Кижи самая последняя деревня.

В первые годы XX века один из крестьян деревни Босарево был паркетчиком и вероятнее всего уходил на заработки в столицу.

Материалы полосы подготовила Светлана ВОРОБЬЕВА, нач. отдела истории и этнографии

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф