Преображенская церковь не должна стать новоделом VkontakteFacebook

Вид Преображенской церкви на начальном этапе переборки нижнего реставрационного яруса. Сентябрь 2010 г.Выемка брёвен нижнего реставрационного яруса Преображенской церкви.Выемка бревен нижнего реставрационного яруса Преображенской церквиВыемка брёвен нижнего реставрационного яруса Преображенской церкви.Укладка исторических элементов церкви в специальные штабеля через войлочные прокладки.

4-5 октября на острове Кижи состоялось совместное рабочее совещание по выполнению реставрационных работ на Преображенской церкви Кижского архитектурного ансамбля. На совещании присутствовали специалисты музея «Кижи», института ГПИ «Спецпроектреставрация», ООО «Стройреконструкция», ООО «Алекон» из Санкт-Петербурга, ООО «АРЦ «Заонежье» и ЗАО «ЛАД» из Петрозаводска.

Главные вопросы, обсуждаемые на совещании — рассмотрение технологического процесса демонтажа бревен VII яруса церкви, доставки бревен в реставрационный комплекс, их помывки и укладки на стеллажи. Важным было обсуждение хода дальнейшей реставрации Преображенской церкви и способов реставрации отдельных элементов сруба. Вопрос о способе реставрации бревен сруба церкви, поднятый еще в апреле миссией ЮНЕСКО, рассматривался как один из основных.

Пути решения проблем

Разговор на совещании состоялся обстоятельный и на высоком профессиональном уровне. Все участники совещания с удовлетворением отметили большой прогресс в продвижении реставрационных работ.

Директор ЗАО «ЛАД», известный в России реставратор Татьяна Вахрамеева высказала мнение о необходимости разработки в рабочем проекте реставрации раздела «Ремонтно-реставрационные приемы по оздоровлению бревен и элементов Преображенской церкви».

Главный архитектор проекта реставрации Преображенской церкви Владимир Рахманов сообщил о том, что им выполнялось обобщение приемов по защите деревянных срубов в России и за рубежом. Он отметил, что в настоящее время преобладают две основные тенденции — «новодел» и попытка максимального сохранения старого материала. Согласился с предложением Т. Вахрамеевой, что для Преображенской церкви необходимо разработать специальное решение по реставрации элементов. Лучшей защитой памятника, по его мнению, является консервация, поэтому не исключается устройство обшивки церкви, причем целесообразно выполнить ее не по всей поверхности, а на участках, наиболее подверженных воздействию разрушающих факторов. Как положительный пример В. Рахманов привел церкви в деревне Юксовичи и селе Ковда. Установка нескольких вставок на одном элементе, по его мнению, также возможна, такие примеры есть на Преображенской церкви. Главное, вычинка должна быть конструкционной, включаться в работу конкретного элемента, а также должна соответствовать исторической древесине по плотности, по направлению годовых колец и по другим параметрам. На Преображенской церкви необходимо выполнить реставрацию — консервацию, а рекомендации ИКОМОС, считает главный архитектор проекта реставрации памятника, склоняют реставраторов к новоделу. Несомненно, нужно использовать исторические приемы обработки древесины, предлагаемые ЮНЕСКО, но ради их применения нельзя жертвовать историческим материалом.

Генеральный директор института ГПИ «Спецпроектреставрация» Владимир Фомин уточнил, что метод реставрации памятника нацелен на сохранение подлинности исторического материала, чему обязывают все реставрационные хартии. При реставрации должен осуществляться реставрационный дизайн, то есть вновь вводимая древесина должна тонироваться таким образом, чтобы сохранялась зрительная целостность памятника, но при этом специалист должен легко отличить исторический материал от нового.

Говоря о методах реставрации отдельных бревен, директор ООО «АРЦ «Заонежье», получившего право на работы по демонтажу элементов сруба нижнего пояса церкви, Виталий Скопин сообщил участникам совещания, что имеет десятилетний опыт изготовления различного рода вставок. В процессе длительного наблюдения за их состоянием он выяснил, что со временем большинство большеразмерных вставок значительно деформируется независимо от способа крепления — наклонными нагелями, гвоздями, шурупами. По его мнению, выход из этой ситуации — в использовании клея, нанесенного на склеиваемые поверхности не сплошным слоем, а в виде сетки, как предлагает зам. директора музея-заповедника «Кижи» Николай Попов. При этом способе не нарушится естественная циркуляция влаги внутри массива древесины, а стыки между поверхностями исторической и современной древесины надолго останутся герметичными, насколько это возможно. Виталий Скопин также акцентировал внимание, что на нагруженных элементах, особенно в бревнах нижних венцов, должно быть минимальное количество вставок. Таким образом, в нижнем ярусе церкви будет неизбежно большое количество замен. В то же время бревна трапезной не несут значительных нагрузок, к тому же её сруб легко разбирается, не затрагивая церковь, поэтому здесь особенно нужно бороться за максимальное сохранение исторической древесины, делая при этом необходимое количество вычинок.

По проблеме использования клеев также высказался главный специалист института ГПИ «Спецпроектреставрация», архитектор-реставратор высшей категории Марк Коляда. Он предложил продолжать работу по использованию клеевых соединений и создать на базе музея полигон для испытаний клеевых соединений, вычинок, протезов и пр.

О необходимости выработки критериев применения клеев высказался зам. директора музея «Кижи» Николай Попов, который отметил, что согласно рекомендациям ИКОМОС, клееные вставки можно применять там, где возможна реставрация без разборки основного объема памятника.

Серьезную тему затронул зам. генерального директора института «Спецпроектреставрация» Александр Баркун. Он отметил успешное применение совершенно новых технологий, используемых музеем при реставрации Преображенской церкви, и заострил особое внимание на том, что сегодня остро стоит проблема подготовки смет на реставрационные работы. Действующие сметные нормы ССН 84 устарели, в соответствии с ними невозможно реально оценить стоимость реставрации. Он предложил регулярно обращаться в Министерство культуры и Росохранкультуру с просьбой получения индивидуального разрешения на оценку работ по Преображенской церкви.

С просьбой о разработке новых норм расценок музей-заповедник «Кижи» неоднократно обращался в Министерство культуры РФ, как проинформировала собравшихся директор музея Эльвира Аверьянова. Кроме того, отметила Эльвира Валентиновна, музей в соответствии с требованиями ЮНЕСКО-ИКОМОС к государству-участнику Конвенции, также готовит письмо в МК РФ с просьбой создать Государственный совет по контролю за реставрацией Преображенской церкви со своими предложениями по кандидатурам.

В связи с тем, что в последнее время оппоненты проекта реставрации Преображенской церкви путем последовательной поярусной переборки сруба, утвержденного еще 30 лет назад, апеллируют к необходимости апробации способа на аналогичном памятнике, Татьяна Вахрамеева разъяснила ситуацию. Действительно, это условие оговаривалось, но на одном из последующих заседаний секции деревянного зодчества было снято, как заведомо невыполнимое. На самом деле, реставрация Преображенской церкви ведется с применением давно известных и многократно испытанных приемов, констатировала Т. Вахрамеева. Это подъем, переборка яруса, вычинки и пр. Просто множество различных приемов на этом памятнике сведены воедино. Кроме того, когда планировалась реставрация Преображенской церкви в 80-х годах прошлого века, предполагалась отработка приемов реставрации на часовне в дер. Воробьи. Тогда тоже отказались от эксперимента, так как каждый памятник требует индивидуального подхода. Что касается проектной документации – она не может быть готова до начала работ и продолжает разрабатываться в процессе реставрации. И в ЮНЕСКО с этим положением при реставрации конкретно такого памятника, как Преображенская церковь, согласны.

* * *

Сегодня, как никогда, на всех участников реставрационного процесса возложена высокая ответственность за судьбу уникального памятника архитектуры. Музей-заповедник «Кижи», все подрядные организации, партнеры, не один год работающие совместно с музеем над выполнением великой миссии сохранения всемирного наследия, осознают всю значимость и сложность задачи, стоящей перед ними.

К сожалению, уже на протяжении многих месяцев так называемые оппоненты, не желающие слышать разумные доводы специалистов, занятых на реставрации церкви, и не желающие видеть очевидное, стремятся опорочить и музей, и всех, кто сегодня выполняет все решения миссии ЮНЕСКО.

Считающий себя главным экспертом реставрационного процесса на острове Кижи, ныне находящийся не у дел в реставрации памятников деревянного зодчества реставратор Александр Попов, безапелляционно пытается подменить своим мнением все распоряжения государственных органов РФ. При помощи некоторых московских СМИ он предпринимает попытки информационных атак на профессионалов российского уровня, к которым он причисляет и себя. Оскорбления в адрес музея от г-на А. Попова сыплются на радио, в печатных СМИ и в сети Интернет. Причем свое нежелание участвовать в конкурсах, объявленных музеем, он объясняет своим несогласием с существующим проектом реставрации. Что же, каждый имеет право выбора, где и с кем работать. Только за всеми нападками на музей просматривается не опасение за судьбу памятника, а элементарные личные амбиции и корыстный интерес. Безусловно, для него развалить церковь по бревнышку и в результате получить новодел вместо памятника XVIII века куда проще и привычней, чем осуществить уникальный, не знающий аналогов проект реставрации, которым занимается музей. А еще проще заниматься хулой тех, кто сегодня взял на себя смелость спасти шедевр деревянного зодчества для будущих поколений.

Елена ДОБРЫНИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф