Спецвыпуск «Образование культурой» №4. Конкурсы в Летней Школе и Летнем Университете VkontakteFacebook

Открытка с островаОткрытка с островаПисьмо памятиПисьмо памяти

Открытка с острова

«Кисти, краски, ручки в руки, Нету времени для скуки — Перемазались до ног, Это был для нас урок!»
Из Дневника путешествия группы студентов ПетрГУ, 2010 г.

Культуротворческая деятельность детей и студентов является одной из основных составляющих программ Летней школы и Летнего университета на о.Кижи. В течение всего летнего сезона между участниками всех детских и студенческих групп проводятся творческие сквозные конкурсы по единой тематике, через участие в которых ребята имеют возможность в различной творческой форме выразить свое восприятие заповедного острова. В числе разнообразных форм и методов музейно-образовательной работы (музейные занятия, беседы, лекции, практические и игровые занятия, мастер-классы, посещение фондов музея, участие в праздниках, экологических акциях, проектная деятельность и др.) конкурсы являются одним из средств творческого развития детей и молодежи в историко-культурной среде острова Кижи.

Первый опыт проведения сквозных конкурсов в течение летнего сезона состоялся в рамках проекта «Летний университет на о.Кижи» в 2007 году. С 2008 года конкурсы проводятся среди групп-участников обоих проектов. Всего за 4 года (2007—2010) проведено 14 конкурсов, участниками которых стали 765 чел. (443 ребенка, 322 студента). Творческие конкурсы пополняют фонд детских работ ДМЦ — с 2007 года в фонд поступило более 800 работ. Среди них — рисунки, «открытки с острова», поделки, плакаты, студенческие газеты, фотографии, эссе, сказки и другие формы изобразительного, декоративно-прикладного и литературного творчества.

Тематика сквозных конкурсов разнообразна. Некоторые из них продолжают конкурсы Детского музейного праздника «Кижи — мастерская детства». Так, в 2010 году в качестве послесловия к празднику был продолжен конкурс экологического плаката «Мир воды — мир человека». Часть конкурсов посвящается юбилейным датам: «Подарок чудо-памятнику» (290-летие Преображенской и 245-летие Покровской церквей), «Кижи — визитная карточка Карелии» (90-летие Республики Карелия), «Письмо памяти» (65-летие Победы в Великой Отечественной войне). Большой популярностью у участников летних практик пользовался конкурс «Открытка с острова» (проводился в 2008 и 2009 г.г.). Рукотворные открытки, созданные детьми и студентами и адресованные родным, друзьям или вымышленным героям, получались очень трогательными и душевными.

К теме детского творчества в музее в последнее время обращаются многие музейные теоретики и практики. Детским музейным центром музея-заповедника «Кижи» накоплен значительный опыт по организации конкурсов среди детской аудитории. Для Летнего университета включение в программу сессий творческих конкурсов не менее важно, и поэтому получило активное развитие в последние годы реализации проекта. Организация творческой деятельности позволяет сочетать процесс получения студентами профессиональных знаний с творческим развитием личности, в результате чего полученные знания и опыт становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными.

По итогам летнего сезона реализации проектов «Летняя музейно-этнографическая школа» и «Летний университет» проводятся творческие встречи участников, к которым обязательно создается выставка «Кижское лето». Ее основу составляют яркие, непосредственные детские и более сдержанные, но не менее творческие, студенческие работы. Кроме того, один из первых конкурсов Летнего университета — конкурс студенческих газет позволил не только поработать над дизайном газеты, но и опубликовать творческие работы. Теперь ежегодно в конце сезона на базе музея издается спецвыпуск Летнего университета «Кижское лето», в котором публикуются лучшие конкурсные материалы. С детскими творениями можно познакомиться на сайте музея в разделе «Образование культурой».

Остров Кижи предоставляет возможность участникам летней практики погрузиться в мир традиционной народной культуры Карелии, содействует развитию творческого воображения и самореализации через взаимодействие с памятниками историко-культурного и природного наследия музея под открытым небом. Несмотря на очень насыщенную программу Летней школы и Летнего университета, участие в творческих конкурсах всегда вызывает большой интерес у детей и студентов, так как это еще одна возможность высказаться, выразить свое понимание острова и проявить свои творческие способности.

Светлана МИТРУКОВА, начальник отдела музейной педагогики, куратор проекта «Летний университет на о. Кижи»

Письмо памяти

В 2010 году, в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, одним из конкурсов Летней школы и Летнего университета стал конкурс «Письмо памяти». Организаторами были предусмотрены различные формы участия – написать письмо-треугольник своему родственнику, участвовавшему в войне, или вымышленному герою, который ушел на фронт, или в форме эссе ответить на вопрос «Зачем нужно знать о войне?». Всего на конкурсе было представлено 130 работ.

При подведении итогов конкурса особое внимание жюри обращало на эмоциональность изложения, знание истории своей семьи, страны, аргументированность суждений и на те слова благодарности, которые высказывали участники. Многие дети писали своим прадедушкам и прабабушкам, что говорит о том, что они интересуются историей своей семьи. Были очень оригинальные письма военного времени, в которых ребята представляли себя жителями того военного времени и пишут письмо своим родственникам с фронта и ответные — на фронт из тыла. В своих письмах дети проявляли заботу о своих близких, об их здоровье. Они искренне благодарили ветеранов за мирное время и свободное небо, под которым мы сейчас живем.

Участники, писавшие эссе, часто обращались с призывом к молодому поколению помнить подвиг своих дедов и хранить традиции прошлого. Почти все письма объединяла одна мысль: война меняет судьбы, жизни, людей, помнить и знать о ней необходимо, чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы наши дети никогда не узнали, что такое «война».

* * *

Здравствуй, дорогой мой прадедушка!

Пишет тебе твоя правнучка Оксана. Хочу сообщить тебе, что война ЗАКОНЧИЛАСЬ. Вот уже как 65 лет ее нет. Твоя дочь Аленька уже давно выросла, побывала мамой, бабушкой и прабабушкой. У тебя два внука — Сергей и Александр. А твоя дочь вышла замуж за очень хорошего и трудолюбивого человека Панфилова Василия Егоровича. Каждый день он находит себе дело. Не сидит без дела, даже приходится упрашивать отдыхать. Сергей и Саша завели семьи. У них обоих дочь и сын. У меня есть брат — Илья. Ему 8 лет. Мою маму зовут Ирина. Но я пишу не для того, чтобы рассказать, как мы живем, а сказать тебе самое «ценное» слово всей страны. Это слово СПАСИБО. Для тебя мы бы его твердили всю жизнь. Только с твоей помощью мы имеем леса, озера, реки, моря, музеи, театры… Мы — наследники Победы — благодарны тебе за всё, что называется ЖИЗНЬ. Каждый год мы празднуем величайший праздник 9 Мая. Именно 9 Мая 1945 г. закончилась эта ужасная, кровопролитная, душераздирающая война. Всех воинов мы благодарим за жизнь, всех женщин, детей, стариков за то, что пережили это событие. Хочу тебе сказать: не беспокойся о нас, мы будем помнить тебя всегда. «Спи» со спокойной душой. И напоследок хочу назвать тебя ПОИСТИНЕ ВЕЛИЧАЙШИМ ГЕРОЕМ. До свидания. Твоя внучка Оксана Панфилова, 13 лет, МОУ «Шуньгская СОШ», I место (ЛШ)

* * *

Дорогой дедушка!

Спасибо тебе за мужество!

Спасибо за то, что я каждый день вижу мирное солнце…

Что каждый день я могу есть хлеба столько, сколько мне захочется!

Я иногда думаю…как же …как же ты смог совершить все эти подвиги?

Ведь тебе тогда было столько лет, сколько и мне сейчас…всего лишь двадцать… а ты уже воевал! Тебе все время хотелось есть…но ты не потерял «свое лицо»… ты смог! Ты, просыпаясь каждое утро, не мог быть уверен, что завтра для тебя наступит снова! Что ты снова увидишь солнце над своей головой! И ты все равно просыпался!

Дедушка! Ты каждый день совершал подвиги! Подвиги не ради своей славы! Подвиги ради других, ради родины, ради Отечества. Ты в свои двадцать знал, что такое настоящее мужество, честь, отвага! Это не были для тебя умными словами, прочитанными в книжке, — это было твоей сутью… Я не могу понять, откуда ты брал силы, но я просто говорю тебе СПАСИБО!

Спасибо за то, что я каждый день могу видеть мирное солнце…

Карина Туник, 20 лет, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, I место (ЛУ)

Душевность писем умиляет и радует. Такое придумать невозможно, можно только прочувствовать. В своих письмах памяти ребята попытались обратиться к тем чувствам, эмоциям, которые порой не поддаются объяснению: страх, гордость, мужество, верность, страдания, отвага, выразить словами ту боль и благодарность, которые эхом доносятся до наших дней.

Татьяна ГЫРНЕЦ, ведущий методист отдела музейной педагогики

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф