Спецвыпуск «Образование культурой» №4. Приобщаясь к традиционной культуре Vkontakte@kizhi

Приобщаясь к традиционной культуреПриобщаясь к традиционной культуреПриобщаясь к традиционной культуреПриобщаясь к традиционной культуреПриобщаясь к традиционной культуреПриобщаясь к традиционной культуре
Побывать на острове Кижи — мечта у многих. Сбывается она у тех, кто стал победителем конкурсов ДМЦ. Участие в празднике «Кижи – мастерская детства», в Летней школе или Летнем университете – заслуженная награда школьникам, студентам и их руководителям за смелость, творческий подход к конкурсам, далеко не простым, требующим подчас и времени, и усидчивости, и нестандартного подхода к заданной теме. Как подарок входит остров в судьбу неравнодушных к истории и культуре детей и, безусловно, педагогов, сумевших привить это качество детям.
Мы обратились с вопросами к некоторым художественным руководителям и учителям, чьи дети и коллективы неоднократно побеждали в конкурсах ДМЦ.
  • Какие из конкурсов Детского музейного центра вам запомнились больше всего?
  • Как, по вашему мнению влияет на творческое развитие детей участие в конкурсах ДМЦ музея «Кижи»?
  • Какой след оставил остров Кижи и праздник «Кижи – мастерская детства» в Вашей душе и душах детей-победителей конкурсов ДМЦ?

Елена Владимировна ЗИНОВЬЕВА, руководитель мастерской «Новзимская  игрушка», учитель истории, МОУ СОШ № 2, г. Пудож:
  • Больше всего запомнился первый для меня конкурс проектов для участия в Летней этнографической школе Кижи. Наш проект «Пудожский след на острове Кижи» мы реализовали летом: самые яркие впечатления от проживания в заповедной деревеньке, от хождения по острову, море красок, эмоций. Много снимали на камеру, надеялись сделать фильм. Сделали путеводитель. Уже позже из газеты узнали, что наш проект занял почётное второе место. Это было первое настоящее знакомство с музеем, ДМЦ, удивительными людьми.
    Запомнились конкурсы, связанные с костюмами. Мы сами в них не участвовали, но были потрясены красотой авторских костюмов. Я даже сама очень захотела иметь такой костюм с изображением петроглифов, тем более что часто бываю на онежских скалах с туристами. А ещё понравились конкурсы, где дети могут сочинять, наблюдать, придумывать. Понравилась идея и про чудеса Карелии. Мы к нему тоже готовились, но работа не очень получилась, решили не посылать.
  • Участие в кижских конкурсах обогащает не только детей, но и педагогов. Конкурсы побуждают задуматься о многих важных вещах, иногда совершенно кажущихся такими простыми. А потом оказывается, что за ними целые пласты народной культуры. А дети вспоминали увлечённых людей, отдавших себя острову. Конкурсы обогащают фантазию, делают мир ярче! Иногда хочется самой поучаствовать. Жалко только, что поздно приходят темы, это уже весна, в школе это суматоха с экзаменами, некогда поработать от души.
  • Я несколько лет прожила на Валааме, и Кижи мне казались маленьким, чрезмерно многолюдным островком. Так я думала, пока не смогла пожить на острове целую неделю в Ямке. Акцент в нашем проекте был сделан на чувственное познание острова. Мы прислушивались к птицам, открывали свои лица влажным ветрам, вдыхали запахи цветущих лугов. И я словно окунулась в своё далёкое детство, которое прошло в крохотной пудожской деревеньке. С тех пор я люблю Кижи. А ребятам особенно понравилось ходить в северную часть острова, где столько простора и наши, пудожские, дома на взгорье: высокие, крепкие. А ещё ребята вспоминали часовню из Вигово — «Виговку». Это особенное место!
    Я — житель провинции, не очень привыкший к шумным праздникам, больше люблю тишину и неторопливое созерцание. Мне кажется, что и мои дети были ошеломлены многолюдностью, многоплановостью, хотелось больше увидеть, ведь многие раньше не бывали на острове, а праздник пролетел как один миг. Наверное, поэтому и вспоминается больше Летняя школа.
Ирина Викторовна СКРИПНЮК, директор Дома творчества, г. Кондопога:
  • Дети из нашего Дома творчества были участниками и победителями конкурсов детских музейных праздников «Кижи – мастерская детства» с 1996 по 2010 год.
    Детский музейный центр проводит много интересных конкурсов, но больше всего нам запомнились «Сохранить на века», «Вдохновленные красотой», «Наследники».
  • ДТДиЮ г. Кондопоги давно сотрудничает с ДМЦ. ДМЦ посредством своих конкурсов, проектов, в частности – Летней этнографической школы, помогает детям приобщиться к миру своей традиционной культуры, погрузиться в быт наших предков, мотивирует на создание творческих работ на основе этнографических образцов.
  • «Кижи – мастерская детства» - удивительный праздник. У участников есть возможность узнать много нового. Кроме того, дети могут воочию убедиться, как важно и ценно то, чем они занимаются. Праздник дает новый заряд вдохновения всем, кто занимается народными ремеслами, мотивирует детей на создание новых интересных работ и на более глубокое изучение традиций нашего края.
Эмма Геннадьевна ЁЛЫНА, руководитель ансамбля народного творчества «Илойне» Центра национальных культур, г. Петрозаводск:
  • Детская музыкально-театральная студия «Iloine»неоднократно принимала участие в конкурсах республиканского детского музейного праздника «Кижи — мастерская детства» и занимала призовые места в номинациях «Фольклорные коллективы». В этом, 2010, году на конкурсе в номинации «Фольклорные коллективы» группа участников представила программу под названием «Чистая вода», которая нам запомнилась, возможно, потому, что в этом году все девочки от 9 до 12 лет были на острове впервые.
  • Любое совместное дело сближает детей. Особенно конкурсы. Они увлеченно готовятся и ждут конкурсное выступление. В ходе подготовки концертной программы мы вместе много читаем книг по истории и быту народов Карелии, просматриваем иллюстрации. Выходим на сайт музея-заповедника «Кижи» и совершаем виртуальные путешествия по дому Яковлева, изучаем природу острова. Эти занятия позволяют детям глубже узнать об уникальной сокровищнице Карелии - музее под открытым небом. Дети воображают себя на месте крестьянки за прялкой или нарядной купеческой дочерью на праздничной беседе. Творческое воображение помогает участницам коллектива раскрыть задуманный образ на сцене с большей этнографической точностью.
  • За годы проведения праздника менялись участники коллектива и его составы. В этом году многие дети принимали участие в конкурсе впервые. Непогода, удивительным образом, не сказалась на настроении детей. Они были увлечены торжественным открытием и продолжением праздника. Мы успели заглянуть в дом Ошевнева и в Преображенскую церковь. По маршруту праздника, принимали участие в викторине и отвечали на вопросы. Выступили с концертными номерами в доме Сергеева. Вернулись домой полные восторженных воспоминаний о путешествии по бурливому Онего, о талантливых и выносливых артистах и об ароматах цветущих трав. Дети долго рассказывали родителям об увиденных своими глазами памятниках деревянного зодчества и рукоделий. Все дружно приняли решение и дальше принимать участие в конкурсах для того, чтобы еще раз посетить этот удивительный остров.
Ирина Геннадьевна ИЛЬИНА, руководитель школьного музея-мастерской «Рукоделия Поморья», СОШ №3, г. Беломорск:
  • Мы принимаем участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества Детского музейного центра с 1994 года почти ежегодно. Больше всего запомнились последние.
    В 2007 году это конкурс идей, проектов, творческих работ «Традиция и современность. Взгляд в будущее» и конкурс «Детский сувенир – острову». В 2008 году конкурсы «В начале времён» и «Кижская ярмарка». В 2009 году - конкурс «Творческие мастерские «Наследие – XXI век». В 2010 году - конкурс изделий и сувениров «А без воды и ни туды, и ни сюды».
    Может, они запомнились больше, так как проходили недавно. А может, потому, что праздники на острове, куда дети попадали, как победители, становятся все ярче, многоплановее, интереснее.
  • Участие детей в конкурсах ДМЦ музея «Кижи», вовлечение учащихся и педагогов в изучение и творческую интерпретацию истории, безусловно, способствует их творческому и духовному развитию, делает соучастниками исторического процесса, способными на данном отрезке времени сохранить традиции и передать их дальше (например, ремесленные, текстильные традиции).
  • Остров Кижи и праздник «Кижи — мастерская детства» каждый раз радует и оставляет добрый след в душах детей-победителей конкурсов ДМЦ. Они продолжительное время вспоминают поездку и праздник на острове как чудесный подарок. Как педагог, не устаю удивляться энергии, творческим способностям организаторов. Заметно, что работает дружный и увлеченный коллектив.
Нина Сергеевна ЛЕБЕДЕВА, руководитель изостудии «Вдохновение». Дом детского творчества, г. Медвежьегорск:
  • Более всего в памяти остались конкурсы «Кижская радуга» в 2007 году, когда мои воспитанники стали победителями, и «Мир воды — мир человека» в этом году, потому что приняло в нем участие наибольшее количество студийцев.
  • Благодаря участию в данных конкурсах, остров Кижи для детей становится все более близким и родным, кижская архитектура — понятной и любимой. Растет познавательный интерес и отношение ребят к искусству, к творчеству, ширится их кругозор, с каждым годом повышается мастерство исполнения работ, развиваются фантазия и творчество обучающихся.
  • Неизгладимое, радужное, солнечное впечатление от острова Кижи, памятников архитектуры, творческой организации праздника и всех его участников.
Людмила Николаевна ОМЕЛЬЧУК, учитель русского языка и литературы средней школы№ 7, г. Сортавала:
  • Учащиеся под моим руководством участвуют в конкурсах Детского музейного центра музея «Кижи» три года, начиная с 2008 года.
    Мне запомнились все эти конкурсы, потому что каждый проект, который готовили учащиеся, был прожит не только ими, но и мной! Считаю, что вышеназванные конкурсы принесли не только пользу моим ребятам, но мне, так как пришлось изучить не один десяток источников информации, чтобы представить на суд жюри готовую работу. Каждый конкурс интересен по-своему. Он заставляет и ученика, и руководителя работы обратить внимание на вопросы, связанные с малой Родиной, увидеть красоту и неповторимость культурного наследия своего родного края, а также познакомиться с достойными представителями в области живописи, литературы Карелии. Что в свою очередь ведёт к формированию духовной, культурной, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления представителей подрастающего поколения, любящих свой родной край. А это не маловажно в наше непростое время, когда на лицо отторжение культурных традиций, потеря исторической памяти. Спасибо, что есть такие конкурсы, одной из основных задач которых является, по-моему мнению, воспитание достойного представителя своей малой Родины.
  • Участие в конкурсах ДМЦ музея «Кижи» предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
    Основное требование конкурсов — творческий характер деятельности, что ведёт к выработке у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, стремлению создать что-то новое, свое лучшее, расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания в области духовной культуры. Принимая участие в конкурсах музея «Кижи», учащиеся чувствуют, что они занимаются значимым делом. В них укрепляется чувство гордости за свое творчество. Правильно сказал Борис Асафьев: «Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».
  • К сожалению, нам за три года не удалось побывать на празднике по не зависящим от нас причинам. Но прежде чем участвовать в конкурсах ДМЦ, мы с ребятами знакомимся виртуально с неповторимой красотой и уникальностью острова Кижи. Подробно изучаем его историю, достопримечательности.

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф