Спецвыпуск «Образование культурой» №4. Дети открывают и познают мир Vkontakte@kizhi

Плакат «Берегите воду!», Саша Балмочных, 15 лет, г. Петрозаводск. Конкурс кукол «Духи воды». Выставка детских творческих работ по итогам праздника в зале Детского музейного центра в г. Петрозаводске. Рисунок «Ночное озеро», Михаил Теплинский, 14 лет, г. Курск-4., Курская обл.Батик «Весенний Кивач», Алена Григорьева, 16 лет, г. Кондопога. Рисунок «Шла девица за водой»,  Наталья Едемская, 9 лет, г.Кондопога. Плакат «Чистая вода – вечный остров!», Светлана Войтенко, 12 лет, г. Петрозаводск.Композиция-макет «Жизнь у воды», Константин Салов, 5 кл., Анастасия Гуричева, 1 кл., г. Петрозаводск.Кукла «Водяной», Ева Савихина, 10 лет, город Лахденпохья, Республика Карелия.

Праздник «Кижи — мастерская детства–2010» отличался от предыдущих тем, что впервые предоставил возможность его участникам — детям, семье и педагогам — не только узнать больше о традиционной народной культуре, но и погрузиться в мир природного наследия, увидеть, и в творческой форме раскрыть взаимосвязь природного и рукотворного в культуре, поучаствовать в изучении современных экологических проблем, прочувствовать ответственность за сохранение важнейшего природного ресурса Карелии и мира — воды. Поэтому конкурсы праздника 2010 года отличались особым многообразием. Как всегда традиционными являются творческие конкурсы – рисунка, изделий и сувениров, кукол, фольклорных коллективов. Однако тема праздника «Мир воды – мир человека» определила особенность тематики и содержания большинства конкурсов этого года, а именно их исследовательский и проектный характер. Участвуя в них, ребята могли проявить себя в качестве исследователей, ученых, фольклористов, литературных критиков, журналистов. Выполняя свои исследования в таких конкурсах как «След на воде» (4 номинации), «Народный архив» (5 номинаций), конкурс знатоков устного народного творчества «Вода в решете» дети проводили физико-химические исследования воды, составляли историко-культурный и экологический паспорт водоема, отправлялись в экспедиции, где обращались к своим бабушкам и дедушкам, родственникам и знакомым, старожилам местности — носителям традиционной культуры и исторической памяти. Все исследовательские работы, проекты, рефераты, этнографические заметки, основанные на полевом материале, собственных опытах или глубоком изучении литературы, отличаются высоким уровнем проработки темы, демонстрируют хорошую теоретическую подготовку учащихся и, конечно, отражают личную заинтересованность детей, их трепетное отношение и любовь к своему краю. Особую активность проявили юные исследователи из г.Сегежи, Суоярвского, Беломорского, Пудожского, Олонецкого и Медвежьегорского районов. Всего в 11 конкурсах (22 номинациях) праздника – творческих, исследовательских, музыкальных, фольклорных – приняли участие 1571 чел. (1214 детей и 357 взрослых) из 13 городов и регионов РФ, 16 районов, 12 городов и 56 поселков Карелии. На конкурсы поступило 1218 работ. Сегодня мы публикуем лишь малую толику работ победителей конкурсов.

Тайна «Трех Иванов»

Заонежье славится не только своей природной красотой, но и удивительными названиями рек, озер, родников: Космозеро, Царицын ключ, Соляная яма, Царь-болото, в каждом названии загадка, интрига. Карасозерский родник назван «Три Ивана». «Почему именно «Три Ивана»?» - нередко приходится слышать не только от приезжих людей, но и от местных жителей…

В своей работе мы попытались рассказать о необыкновенном природном источнике «Три Ивана». Анализируя информацию, становится очевидно: гидрологическим памятником природы он назван не зря, и молва народная не зря приписывает ему уникальные целительные свойства. Однако, побывав неоднократно на роднике, становится обидно за эту заонежскую реликвию: дороги практически нет. Зимой и осенью добраться можно только на тракторе и то с риском надолго увязнуть Толпы паломников не всегда ведут себя подобающе: совсем рядом с источником можно увидеть кучу мусора, пустые бутылки и т.д. На наш взгляд, местные власти должны поскорее вспомнить о существовании Карасозерского источника и учесть то обстоятельство, что в сочетании с благоприятными природными условиями, удобным географическим положением и при отсутствии крупных источников антропогенного загрязнения (отдаленность промышленных предприятий от рекреационных зон, отсутствие многолюдных селений) родник не имеет равных себе в регионе. Его территория идеально подходит для создания благоприятных условий для туризма, отдыха и лечения людей. В обстановке кризиса и безработицы в деревне создание лечебного учреждения на базе родника существенно сгладило бы социальную напряженность на селе. Высококачественные водные ресурсы могут использоваться в целях питьевого водоснабжения. На их основе может быть налажен разлив столовых и минеральных лечебных напитков, что уменьшило бы зависимость от завоза из других регионов и государств и сделало бы более доступными цены на них. Однако для освоения питьевых, а также минеральных лечебных вод, необходимо продолжить исследование вод Карасозерского родника. На этом пути исследователей ждут новые интересные открытия.

В заключении добавим:

Храни родник, как жизнь, как божий дар! Не сотвори вовек ему плохого! Журчит родник… И сердце расцветёт, Как от приветно сказанного слова…
Ульяна ТАЙБАКОВА, 7 класс, МОУ «Медвежьегорская СОШ №2», руководитель: Н.П. Рыбина. I место

Легенда о Шуе

Каждый год, летом, в деревне Виданы, проходит праздник на Кукушкиной горе. Жители деревни связывают его с легендой о возникновении реки Шуи. Вот как пересказывают её сейчас:

«Давным-давно, там, где берет свое начало Шуя, была гора да много камней под ней. В деревне, неподалеку, жила девушка, как звали её, не помнит никто, но помнят, что была она красивая да веселая. Был у нее жених – парень видный, а уж песнями своими завлекал всю округу!

Любила девушка его без памяти, каждый вечер бегала на гуляния к горе. Решили парень с девушкой пожениться. А когда настал черед свадьбы, вернул парень девушке платок (а это значило, что он отказывается на ней жениться). Заплакала горько девушка, побежала на гору просить совета у солнышка. Ничего не ответило солнышко. А девушка все плакала, плакала, и вот уж по камням побежала вода, зажурчала, так появилась река. А сама девушка обернулась кукушкой и улетела. Больше никто не видел девушку, и только раз в год на горе слышно как кукует кукушка, словно зовет кого-то».

Вот такая легенда о возникновении реки Шуя существует до сих пор.
Творческий альбом «Чудеса в решете»
Александра САВИНА, 10 кл., МОУ «Вешкельская СОШ», Суоярвский р-н. II место

Озеро

Жило-было одно прекрасное озеро. И любили его животные. И людей там не было!

Когда началась война, люди-переселенцы обосновались около озера. Они старались сохранить в чистоте озеро и лес около него. Закончилась война.

Один солдат написал об этом удивительном месте в газету. Все хотели узнать о чистом прекрасном озере. И туда начали съезжаться люди: сначала маленькими группами, а потом большими. Вот тогда все и началось…

Люди сначала старались за собой убирать, а потом перестали. Вот озеро затянуло тиной, перестали жить рыбы… и люди забыли про прекрасное озеро.

Однажды озеро увидела маленькая девочка и пришла в ужас. Оно было затянуто тиной, некрасивое и страшное. И она призвала жителей деревни: «Давайте очистим берег озера!!!»

Односельчане согласились. На уборку озера ушло немало времени. И оно засияло, как прежде.

Я обращаюсь к вам, люди: «Берегите озера и реки. Поймите, что их нельзя вернуть и заменить, их можно только сохранить».

Лера ЖИЛИНСКАЯ, Газета «Школьная мозаика», Повенецкая СОШ, Медвежьегорский р-н, руководитель: С.Е. Южанинова. Поощрительный приз

Грибной снег

Как-то раз весной мы были в лесу. Внезапно потемнело: заходила гроза. Гром заворочался – вот-вот дождь обрушится. А обрушился… снег.

В этом году май был сухим и жарким. Было сухо. Нам хотелось найти весенние грибы: сморчки и строчки, но для них нужен был грибной дождь. А выпал снег.

Пушистые, пушистые хлопья укрыли землю, выбелили кусты. И стало белым-бело. На следующий день пригрело солнце. Снег растаял, размяк, пополз, потек. Белые бугры снова потемнели, нагрелись и запарили. Земля стала мокрая. Трава не шуршала, листья бабочками не взлетали.

Зато сколько было радости у нас, когда, придя в лес через несколько дней, мы увидели грибы. Вылезли они из-под если и были похожи на старых гномов в скомканных бурых беретах. Выросли они не после грибного дождя, а после грибного … снега!

Катерина ФОФАНКОВА, Газета «Экопеременка», МОУ СОШ №6 г. Сегежа, руководитель В.Н. Соколова. III место

Баллада о воде

Жила на свете девушка, Прекраснее цветка. Жила она не в древности, Не в средние века. Она родилась в хаосе, Жила ж она – всегда. А имя этой девушки – Волшебница-Вода. Вода любила каждого И рада всем была. Злодей в обрыв толкнул ее За добрые дела. Она разбилась вдребезги И потекла рекой. Сумела позабыть она О подлости людской. Вода напоит вдоволь всех – И жажда отойдет. И не один поэт с тех пор Ей оду пропоет! Вода, забыв предательство, И прежде, и сейчас Творит добро и мир вокруг Себе во вред подчас. Но говорит предание, Что тонут те теперь, Кто неугоден был Воде… А ты поди, проверь!
Лиля МАРКОВА, 12 лет, Газета «Экологический вестник», МОУ «Сумпосадская СОШ», руководители: Л.А. Слесарчук, С.М. Богдан

Из «Сборника малых фольклорных форм»

Мастерская Сочинялкино. Загадки и пословицы

Александра НУЖДИНА, 10 лет МОУ ДОД «Пиндушский дом детского творчества»

Приговорки при купании
Поверья о воде. «Бабушкины приметы»

Записаны от Надежды Сергеевны Ткачевой , жительницы п. Сосновка Медвежьегорского р-на.

Коллективная работа учащихся студии «Русский фольклор» МОУ ДОД «Пиндушский дом детского творчества», руководитель: Т.П. Коваль. I место

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф