Крепок амбар, и углы не худы Vkontakte@kizhi

Панорама сектора «Пряжинские карелы».Рисунок М.Г. Старченко «Амбар в деревне Пелдожи», 1960 г.В.М. Жданов, последний хозяин амбара. Амбар на о. Кижи, 2010 г. А.А. Жданов с внучкой Катей у амбара на о. Кижи, 1992 г.Реставрация амбара, 2008 г.План д. Пелдожи нач. XX в., №37 — дом Ждановых (из книги «Образцы людиковской речи», А.П. Баранцев, Карельский филиал АН СССР, «Карелия», Петрозаводск, 1978 г.

Ровно 50 лет прошло с тех пор, как в музее-заповеднике «Кижи» появился еще один, может быть, не самый заметный, но отнюдь не менее ценный и значимый памятник народного деревянного зодчества — амбар из карельской деревни.

Амбар был построен в деревне Пелдожи современного Пряжинского района Карелии в конце XVIII — начале XIX веков. Этот образец хозяйственной постройки, сегодня имеющий статус памятника федерального значения, является примером наиболее архаичной формы подобных сооружений, характерных для тех районов Республики Карелия, где испокон веков живут карелы.

* * *

Амбар, расположенный на юго-восточном берегу острова Кижи севернее дома Яковлева, входит в сектор «Пряжинские карелы» музейной экспозиции под открытым небом. Постройка выполнена из сосны и ели, в форме параллелепипеда, квадратная в плане, размером 5 х 3,7 х 3,7 м, перекрытая равноуклонной двускатной крышей. Стены срублены «в обло». Конструкция кровли безгвоздевая, архаичной формы, потолки уложены на выпуски-консоли верхних бревен торцовых стен сооружения. Кровельный тес уложен по сплошному бревенчатому накату трапециевидной формы.

Главным фасадом со входом, расположенным на уровне третьего венца, и прорезанным окном-продухом амбар обращен на дорогу, ведущую в историческую деревню Ямка.

Три других фасада глухие, без оконных и дверных проемов. Амбар не имеет декора и, на первый взгляд, выглядит очень скромно, но его пропорции делают постройку визуально привлекательной.

Внутреннее пространство амбара устроено традиционно. Первый ярус амбара у стены против входа имеет четыре сусека, а также лестницу, ведущую на второй ярус.

За пятьдесят лет своего существования в качестве музейного экспоната амбар пережил три реставрации. Первая из них прошла в 1960 году, когда амбар был перевезен из деревни Пелдожи на остров Кижи, где бригада плотников под руководством М.К. Мышева восстановила его и частично отреставрировала по проекту Карельской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (КарСНРПМ).

Спустя тринадцать лет, в 1973 году, амбар был отреставрирован по проекту А.В. Ополовникова.

В 1979 году на волне применения химических препаратов для защиты древесины от вредителей на амбаре были выполнены работы по химзащите бревен по проекту Сегежской лаборатории. Время показало, что не все методы работы с древесиной, применяемые ранее, благоприятно сказываются на ее состоянии. Таким примером оказалась и проведенная химзащита. Внешняя сторона бревен за прошедшие три десятка лет заметно разрушилась и потребовала нового вмешательства плотников-реставраторов. И в 2007—2009 годах специалистами Плотницкого центра музея «Кижи» Федором Штурминым, Александром Жуковым и Яковом Гавриленко под руководством начальника ПЦ Андрея Ковальчука и зам. директора музея «Кижи» Николая Попова была проведена полная комплексная реставрация амбара по проекту ЗАО «Лад».

Амбар был промаркирован, полностью разобран и перевезен в закрытое помещение — Реставрационный комплекс музея «Кижи» в деревне Васильево — где и была выполнена поэлементная реставрация сруба с помощью накладок коронок, а также протезирование деструктированных бревен. При реставрации бревен использовался клей производства шведского концерна «Akzo nobel». Использование клея при реставрации бревен на памятнике XVIII века явилось своего рода экспериментом, который прошел успешно. Приобретенный опыт будет применяться в дальнейшем и на других памятниках деревянного зодчества в музее-заповеднике «Кижи».

После контрольной сборки на той же закрытой площадке сруб амбара был вновь разобран и перевезен на место своего постоянного размещения в музейной экспозиции и установлен на новом фундаменте и под новой кровлей. У отреставрированного амбара выполнено тонирование элементов сруба западного фасада, установлен отреставрированный замок.

* * *

До недавнего времени имена строителя амбара и его последних хозяев были неизвестны. Историю семьи владельцев этого памятника народной архитектуры рассказал житель Петрозаводска Анатолий Александрович Жданов — прямой потомок хозяев амбара.

Анатолий Александрович родился в Петрозаводске в апреле 1935 года, его отец работал на лесозаводе, мать — в пекарне. В 1941 г. был эвакуирован в Красноярский край, в июле 1944 года вернулся в Петрозаводск, где и живет постоянно. В 1958 году закончил лесоинженерный факультет Карело-Финского государственного университета. Семь лет работал в лесной промышленности, затем с 1965 по 1997 год — преподавателем Петрозаводского лесотехникума, с 1997 года — неработающий пенсионер. У А.А. Жданова есть сын, внук, внучка и правнучка.

Своими воспоминаниями об истории семьи он поделился с нашей газетой: «В экспозиции памятников архитектуры Карелии на острове Кижи рядом с домом Яковлева находится безымянный «амбар из деревни Пелдожи». Считаю, что будет справедливым назвать в табличке у амбара имена и фамилии последних хозяев этого амбара, потомков его строителей, по праву вошедшего в историко-архитектурный ансамбль музея «Кижи» как образец карельского строительства.

Этот амбар принадлежал «государственному крестьянину» Максиму Михайловичу Жданову, православного вероисповедания, потомственному карелу, жившему в деревне Пелдожи Святозерского прихода Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в 1853—1915 гг., — моему прадеду. После его смерти хозяином дома и подворья стал его сын, Жданов Василий Максимович (1875—1954 гг.) — мой дед. В Метрической книге Петрозаводского уезда Святозерского прихода за 1875 г., л.382 имеется запись под № 7: «20 февраля в семье крестьянина д. Пелдожи Максима Михайловича (фамилия не указана) и его жены Татьяны Васильевны родился сын Василий. Дата крещения 22 февраля 1875 г.». Документальных свидетельств принадлежности амбара семье Ждановых нет. Ведь в деревнях в то время паспортов не имели ни люди, ни дома, ни амбары. Единственные мои документы, свидетельствующие о тех временах — это ксерокопии свидетельств из архива о рождениях, вступлениях в браки прадеда, деда, отца в деревне Пелдожи, а также справка о реабилитации.

Более 20 лет, еще до революции, в доме Ждановых жили учителя, поэтому в семье хорошо знали русский язык, в отличие от других жителей Пелдожей. Дед очень хорошо пел, особенно любил русские народные песни и романсы. Вообще он был очень душевным и открытым человеком.

В 1931 году семью моего деда, считавшегося «зажиточным хозяином» из-за нежелания вступить в колхоз, объявили «кулацкой». В хозяйстве деда, как свидетельствует справка из архива, было 8,5 десятин земли, 2 лошади, 6 коров, дом двухэтажный, амбар, много рыболовных сетей, 1500 руб. денег. Деда ещё зимой сослали в Архангельскую область на лесозаготовки, а в сентябре подверглись «раскулачиванию» и высылке на спецпоселение острова Большой Голец остававшиеся в Педдожах остальные члены семьи — моя бабушка Анна Павловна и четверо младших детей, живших с ней. В деревне осталась лишь 82-летняя мать Василия Максимовича. Благодаря ей амбар и дом сохранились до возвращения деда домой в 1946 году.

В последние годы дед летом жил в деревне, в своём доме, от которого осталась лишь жилая часть, а на зиму он перебирался в Пряжу, к младшей дочери Анастасии.

Амбар он использовал лишь для хранения рыболовных снастей, рядом причаливал лодку.

В 1952 году, за год до моей последней встречи с дедом, в деревне Пелдожи побывала группа студентов Московского архитектурного института, проходившая практику в Карелии. Они обследовали амбар и сделали выводы, что его нужно сохранить.

Я был в гостях у деда в последний раз летом 1953 года, ездил с ним на рыбалку. Дед показывал мне дом, хозяйственные постройки, вернее то, что от них сохранилось, в том числе и амбар. По рассказу деда, амбар был старый, построенный ещё предками его отца, в нем хранили овёс для лошадей, ячмень и рожь, а также в кадушках на лавках вдоль стен — квашеную капусту, рыжики, бруснику и клюкву. Мне запомнились лари (сусеки) для зерна у задней стенки амбара, которые были гладкими, словно отполированными зерном.

В амбаре было полутемно, я не всё разглядел и запомнил. Но тогда в амбаре кроме старых сетей, катисок, удочек и весел ничего уже не было.

В 1954 году мой дед умер, амбар стал бесхозным, так как ни мне, ни другим родственникам он был не нужен. В 1960 году он был разобран и перевезен в Кижи. Моя тетя, Анастасия Васильевна Жданова, узнав, что амбар уже находится в Кижах, сказала: «Хорошо сделали, всё равно его разобрали бы на дрова». Огорчило ее лишь то, что в табличке не указано, кому он принадлежал, как это сделано на других экспонатах.

Я не обращался к руководству музея «Кижи» с предложением дополнить информацию об этом экспонате, опасаясь, что его могут убрать из экспозиции, узнав, что он принадлежал «раскулаченному».

Но после того, как в 1992 году вся семья деда была реабилитирована на основании пункта «в» ст. З Закона России от 18 октября 1991 года о реабилитации жертв политических репрессий, обращался к директору музея М. Лопаткину по этому вопросу, он проявил интерес, но вскоре, к сожалению, уволился.

Мне в то трудное время 90-х годов было не до амбара.

Как потомок бывших строителей и владельцев амбара, хочу лишь, чтобы люди знали не только из какой деревни он доставлен в Кижи, но и кому принадлежал. Мне уже 75 лет, я последний из родных, кто видел деда и помнит его рассказы. После меня амбар уж точно останется безликим и безымянным».

* * *

Благодаря этой информации амбар из деревни Пелдожи не останется безымянным, в недалеком будущем на его стене появится соответствующая табличка.

Памятник продолжает жить своей новой музейной жизнью: в будущем году в нем планируется разместить выставку геологических экспонатов из фондов музея «Кижи».

Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф