Живет такой парень VkontakteFacebook

Алексей Зайцев. РулевойАлексей Зайцев. РулевойСигнальщикРабочийТракторист

Сегодня принято и даже модно ругать молодежь... И часто она этого заслуживает. Тем более интересно познакомить читателей с человеком, о котором и ровесники, и старшие товарищи говорят — хороший парень.

Ноябрь на острове Кижи — глубокая осень, предзимье. Навигация давно закрыта, но по Онежскому озеру еще бегают катера, хотя по берегам уже появляется корка льда.

В это время года остров Кижи становится особенно труднодоступным. Чтобы добраться туда из Петрозаводска, нужно часа четыре ехать на машине до Великой Губы, а потом еще около получаса — на катере.

В ночь на 10 ноября в Заонежье при минусовой температуре прошел дождь: лес вдоль дороги на Великую Губу стал как хрустальный... Под низким хмурым небом мертвой зыбью гуляло Онего, постепенно успокаиваясь после ночного шторма, а весь остров Кижи стал похож на леденец. Вот в такой пасмурный день и произошла встреча с героем этого очерка...

* * *

Алексея Зайцева на острове Кижи знают все. И потому что работает в музее-заповеднике «Кижи» уже не первый день, и в помощи никому не отказывает, и умеет ладить с людьми.

Алексей — коренной заонежанин, родился в селе Великая Губа, что километрах в двадцати от острова Кижи — если напрямик, по воде Заонежского залива Онежского озера или зимой — по льду.

С музеем «Кижи» семья Зайцевых связана давно: здесь работал старший брат Алексея Дмитрий, а отец Сергей Иванович работает и сейчас, ходит на ССП.

«Раньше у нашей семьи было хозяйство большое: корова, овцы, бычки, огород, — говорит Алексей. — В сегодняшних условиях держать такое хозяйство совсем не выгодно, а труд огромный.

Сегодня жизнь в Великой Губе замирает, работы нет никакой: совхоз закрыт, лесничество ликвидировано. Даже больницу скоро закроют. Для жителей Великой Губы близкое соседство с музеем-заповедником «Кижи» — просто спасение».

Действительно, более двух десятков жителей Великой Губы нашли себе работу на острове Кижи, многие из них пришли в музей уже подготовленными специалистами.

«В Великой Губе я закончил среднюю школу, — рассказывает Алексей. — Там же получил свою первую специальность — «механизатор». Нас два года учили водить трактор, разбираться в его устройстве. Тогда еще уделяли внимание профессиональной подготовке школьников. В нашей школе парней учили на трактористов, а девочек — на швей» .

Сегодня, к сожалению, в нашей стране профориентации школьников уделяется все меньше и меньше внимания, а ведь это была отлаженная система, создаваемая десятилетиями. Выпускать молодежь из школьных дверей в большую жизнь с определенными профессиональными навыками — было очень важным моментом воспитания достойных граждан.

Получение первой профессии всем добавляло уверенности в себе, а молодым людям еще и помогало в армейской службе. Призывники со специальностью, с хорошими характеристиками всегда были, что называется, «нарасхват».

* * *

В 2001 году Алексей пошел по призыву в армию: «Я, когда исполнилось восемнадцать, сам хотел поскорей отслужить, как говорится: раньше уйдешь — раньше придешь, и совесть чиста, но призыв задержался на полгода.

Сначала меня направили в ракетные войска, я уже должен был ехать куда-то под Москву, но потом появился, как говорят в военкомате, «покупатель» с Северного флота, и после отбора я оказался там. До этого я на море никогда не был.

Отбор у нас был очень тщательный: изучали личное дело, сведения об имеющихся специальностях, характеристики. Все кандидаты проходили собеседование. Из трех десятков первоначально выбранных отсеялась половина.

Служил два года, наша база была в Северодвинске. Во время службы получил несколько специальностей, в том числе моториста, сигнальщика.

В те годы дела на флоте шли непросто, многие корабли стояли на приколе, в том числе известный крейсер «Адмирал Горшков», впоследствии проданный Индии. Но служба есть служба: я многому научился, появилась направленность в жизни.

Служба научила меня отвечать за свои поступки, понимать, что от тебя многое зависит, в том числе и жизнь других людей.

О годах службы остались хорошие воспоминания. Первые годы после демобилизации общался с флотскими друзьями, но со временем жизнь нас разбросала и связи прервались».

* * *

В 2003 году Алексей вернулся домой, надо было определяться с дальнейшей жизнью и работой. Тогда он и пришел в музей-заповедник «Кижи».

«Начинал я работу в музее рабочим в отделе учета и хранения недвижимых памятников, два месяца там работал, а потом перешел в транспортный отдел. Тогда как раз мой старший брат уехал в Петрозаводск, а я, получается, пришел на его место. Здесь и работаю уже семь лет.

Трактора на острове многофункциональные. На них мы перевозим различные грузы, стройматериалы, пашем музейные поля, косим траву, перевозим сено, зимой чистим дороги от снега.

Мне нравится работать в музее, есть перспективы, можно учиться, новые профессии осваивать. Люблю учиться чему-то новому».

Условия труда для сотрудников транспортного отдела на острове Кижи хорошие. В 2008 году построен новый гараж, где есть водопровод, канализация, комната отдыха с телевизором, холодильником и другой бытовой техникой. Год спустя открыт новый склад ГСМ.

Работая в музее, Алексей освоил еще несколько новых специальностей: окончил курсы и получил удостоверение сварщика, водителя снегохода, имеет и водительские права. Купив машину, сам двигатель перебрал — отлично ездит. Имеет наш герой свидетельство судоводителя маломерного судна и теперь в музее, кроме трактора, управляет еще и скоростным катером «RusBoаt-65K», связывая остров Кижи с «большой землей».

* * *

Но жизнь — это не только работа. Есть время и для отдыха.

«Досуг на острове, особенно осенью и зимой, — как у всех: после работы пока печку натопишь, воды принесешь, а потом телевизор, компьютер — уже и спать пора.

Читаю я в основном техническую литературу, стараюсь следить за новшествами не только по своим специальностям, но и в целом в мире техники.

Круглый год в выходные дни, как и большинство островитян, занимаюсь рыбалкой, но больше люблю зимнюю, — продолжил рассказ Алексей. — В прошлом году впервые принимал участие в ставших уже традиционными музейных соресвнованиях по подледному лову. Было, конечно, интересно, хотя поймал я мало. Да и что тут можно поймать, когда за выделенный тебе «квадрат» — ни шагу. Но было забавно, и номинаций много: самый большой улов, самая мелкая рыба, самая крупная и другие. И нынешней зимой, если соревнования будут, обязательно буду участвовать.

Обычно, когда рыбачу, я пользуюсь навигатором — с ним без рыбы не останешься.

На выходные также ездим с отцом в Великую Губу, и брат туда приезжает. Три года назад ушла из жизни мама, ее похоронили на родине — в Пудожском районе, мы ездим туда навестить ее могилу. Хотя хозяйства в Великой Губе мы уже не держим, но за домом смотреть надо.

Из моих одноклассников в селе почти никого не осталось: работы-то нет, разъехались, большинство — в городе. А мне здесь хорошо и жить, и работать. Вот так и живем...»

* * *

Свои штрихи к портрету Алексея Зайцева добавили те, кто хорошо его знают.

Вот что рассказал о нем Андрей Борисович Федоров, ведущий специалист транспортного отдела на острове Кижи: «Алексей — очень упорный. Если ставит перед собой задачу — обязательно добивается поставленной цели.

Он наш «штатный Кулибин». Умеет рационально решать различные технические задачи. Приведу пример: несколько лет у нас в гараже стоял без движения «Big Boss» — это «мотоцикл» такой шестиколесный... Карбюратор окончательно вышел из строя, а новый покупать — дорого. Дали задание Алексею: мол, подумай, что можно сделать. Он взял карбюратор от отслужившего свой век снегохода «Буран», смастерил соответствующий переходник, поставил на «Big Boss»... Отлично бегает! Множество хозяйственных вопросов, мелких перевозок мы решаем с помощью этой техники.

Алексей постоянно учится, у него здравомыслящая голова на плечах, я за него спокоен».

И, пожалуй, заключительным аккордом могут стать слова товарищей по работе: «Алексей — пример для товарищей, рационализатор, стремящийся к новому. Скромен, как истинный герой, немногословен, педантичен, не любит афишировать свои достижения.

Многие к нему обращаются за помощью — никому не отказывает, отцу помогает. Среди островной молодежи — положительный лидер».

И это все о нем.

Татьяна НИКОЛЮКИНА

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф