Успешное развитие партнерских отношений. Работа с туристическими организациями в 2010 году Vkontakte@kizhi

Успешное развитие партнерских отношенийУспешное развитие партнерских отношенийУспешное развитие партнерских отношенийУспешное развитие партнерских отношений

Взаимовыгодное сотрудничество — основа туристического бизнеса, и в этой связи ежегодное подведение итогов работы музея с туристическими организациями является необходимым условием для успешного продолжения работы музея на туристическом рынке.

После кризисного 2008 года общие показатели посещаемости на острове Кижи обрели устойчивость. Около 90% посетителей и доходов от «экскурсионки» музею приносят туристические организации. В 2010 году было заключено: 53 договора на экскурсионное обслуживание на острове Кижи (в том числе 4 – на обслуживание в зимний период) и 24 договора на предоставление услуг пассажирского причала «Кижи» с судоходными компаниями. В целом, такое количество заключенных договоров стандартно. Обычно оно не отражает полной картины взаимодействия музея с туристическими организациями, как правило, фактически мы работаем с гораздо большим числом партнеров. В общей сложности в этом году на острове Кижи музей работал с 77 фирмами. Среди партнеров музея, впервые заключивших договора «напрямую», 3 новые туристические организации: ООО «Русский навигатор», ЗАО «Фирма Нева» и гостиница «Петр» (перешла на безналичную форму платежей).

Турфирмам предлагался стандартный набор услуг, наибольшей популярностью из которого ежегодно пользуется обзорная экскурсия по основной экспозиции музея. Вторая по популярности экскурсия - «Вокруг острова Кижи» - предоставляется через посредника-перевозчика – ООО ТК «Кижское ожерелье». В этом году этой услугой воспользовались 3216 человек.

Экскурсии в центральную и северную части острова («Деревни острова «Кижи», «Традиционная культура русских Заонежья и Пудожья», «Экологическая тропа острова Кижи»); тематическая экскурсия «Археология Кижей» и выступления Фольклорно-этнографического театра составляют не более половины процента от общего числа экскурсий, турфирмами они приобретаются, как правило, для редких групп т.н. «возвратных» туристов. Программы ФЭТ интересны и эксклюзивны, однако у туристов, связанных тесным графиком движения теплоходов, не остается достаточного количества времени на дополнительные услуги. Учитывая, в частности, этот факт, летом 2010 года впервые была выведена в отдельную услугу 20-минутная программа «Музыкальные инструменты» в доме крестьянина Яковлева. В течение срока проведения программы с 12 по 30 июля ее посетило 140 чел. Введение новой услуги всегда требует времени на «раскрутку», поэтому этот показатель мы считаем стартовым. В 2011 году планируется расширение сроков действия музыкальных программ и введение их в городе Петрозаводске.

Городские услуги музея «Кижи» постепенно обретают все большую популярность среди жителей Петрозаводска и гостей города. Общее количество посетителей в городе Петрозаводске за три квартала 2010 года составило 12 764 человека, что на треть превысило показатели прошлого года за тот же период. Положительная динамика отмечается ежегодно со дня основания выставочного зала на пл. Кирова. В дальнейшем с открытием Лекционно-выставочного комплекса значимый рост стал приходиться на второй зал, где посетителям предлагается большой спектр услуг, включая демонстрацию ремесел, мастер-классы и праздничные интерактивные программы, наиболее востребованные туристическими организациями. Говоря о положительной тенденции в работе с турфирмами, отдельно стоит отметить рост продаж новогодней программы «Северные святки». В 2010 году процент посетителей от турфирм составил более 60% (549 чел.), что можно считать отличным результатом, учитывая, что ежегодно стоимость программы значительно повышалась и постепенно приводилась к коммерчески выгодной.

В общей сложности в городе Петрозаводске музей работал с 14 фирмами, что на 4 больше, чем в предыдущем году. Среди наших городских партеров появились 3 новые фирмы: «Саквояж», «Лесное озеро», турфирма «Карелия». Было заключено 14 (вдвое больше чем в предыдущем году) договоров на обслуживание в г. Петрозаводске.

Привлечение новых партнеров и продвижение услуг — важная составляющая работы на туристическом рынке. Так, например, турфирма «Нева» перешла на прямую работу с музеем, благодаря переговорам на Международной туристской выставке МАТКА в Хельсинки. Участие в выставках ежегодно приносит свои результаты в виде новых прямых контактов с турфирмами, а также дает возможность представить музейный продукт комплексно и достоверно. В 2010 году музей принимал участие в двух туристических выставках: МАТКА в Хельсинки и «Экономика РК» в Петрозаводске, на которых музей был не только представлен на стенде, но и продемонстрировал фрагменты полюбившегося горожанам праздника «Иллюзии Старого города».

Продвижение услуг — это не только разовые мероприятия, но большая системная работа, включающая электронную рассылку (более 300 адресов карельских, российских и зарубежных организаций), издание и распространение рекламно-информационных материалов, личные контакты с представителями турфирм.

В целях поддержания партнерских взаимоотношений с 2005 года в музее существует традиция проведения Дня партнера («Весенние встречи с представителями туристических организаций»). На встрече обсуждаются перспективы развития сотрудничества, вопросы осуществления экскурсионного обслуживания и перевозок на остров Кижи. В апреле этого года на встрече присутствовало 19 гостей. Посетителям были вручены новые каталоги музейных услуг, впервые изданные в 2008 году. Была проведена презентация новой карты-путеводителя по острову Кижи, которая была предложена в качестве дополнительного продукта. Ряд туристических фирм оказался заинтересован в новом предложении. В течение сезона туристическими фирмами было выкуплено более 800 путеводителей.

Большую роль в продвижении играют электронные ресурсы. В этом году впервые была осуществлена рассылка электронных каталогов услуг; был открыт специальный раздел на музейном сайте, адресованный турфирмам, где можно найти все интересующие документы и описание услуг. Отлаживается и упрощается посредническая работа с представителями гостиничного бизнеса в Заонежье и фирмами, осуществляющими перевозки на мини-транспорте (возмездное размещение информации об услугах на музейном сайте).

На 2011 год запланировано создание нового информационного фильма об услугах музея на острове Кижи и в городе Петрозаводске, который станет альтернативной заменой презентации и будет представлять музей более эффективно.

Работа в сфере туризма — это и творчество, и общение, и, конечно, системная рутинная работа. Каждый год мы делаем, казалось бы, одно и то же, но совершенствуя и модернизируя систему работы, мы получаем результат в виде увеличения посещений острова и выставочных залов и роста количества партнеров. И, конечно, лучшей наградой для нас становятся благодарные отзывы посетителей.

Ольга БРЫЗГАЛОВА, экономист отдела маркетинга и туризма

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф