Мастерские ремесленного училища станут фондохранилищем Vkontakte@kizhi

Современный вид мастерских перед началом реконструкции. Общий вид. Фото военных летПлан здания, 1909 г.Дом Е.Ц. Кавоса, г. Санкт-ПетербургФрагмент фасада мастерских

Часть первая. История памятника

«Архитектурные произведения только тогда могут быть художественными, когда они представляют полное согласие идей с формой, т. е. для того, чтобы здание было изящно, оно должно своим внешним видом обнаруживать внутренний смысл, значение и цель постройки».

В. Залесский, архитектор-теоретик, преподаватель Императорского Московского технического училища

Все годы с момента создания музея и до сегодняшнего дня вопрос сохранения музейных коллекций оставался одним из самых важных. Фондовое собрание музея насчитывает более 45 тысяч единиц хранения, представляя традиционную культуру народов Карелии. Но отвечающего всем современным требованиям фондохранилища у музея до сих пор нет. На решение этого вопроса было затрачено немало сил и времени. Упорство администрации музея дало свои результаты. И в 2006 году здание бывших ремесленных мастерских в Петрозаводске было передано музею для создания в нём оборудованных хранилищ фондовых коллекций. Здание, в котором будет располагаться фондохранилище, историческое и в 2000 г. поставлено на государственный учёт в качестве выявленного объекта культурного наследия. Важное условие при реконструкции, начатой в 2009 г., — сохранение архитектурного облика здания и элементов внутреннего интерьера, относящихся к периоду его строительства начала XX в.
Мастерские ремесленного училища — здание, входящее в архитектурный ансамбль бывшей Соборной площади, ныне площади им. Кирова. Группу старых зданий площади, обладающих определённым стилевым единством, можно рассматривать как исторически сложившийся архитектурный ансамбль, основные постройки которого предназначались для учебных заведений Петрозаводска XIX в.

С 1909 года ремесленное училище, где на сегодняшний день размещается администрация музея-заповедника «Кижи», переименовалось в Низшее техническое училище. Здесь студенты приобретали разносторонние теоретические знания и практические навыки в области судовой механики. Реорганизация учебного заведения дала возможность осуществить замыслы по расширению площадей училища, начав работы по проектированию специального отдельного каменного корпуса для мастерских.

Одноэтажное здание мастерских, протяжённое в плане, Г-образной формы с анфиладной системой основных помещений, представляет интерес как одно из сохранившихся в первоначальном виде зданий промышленной архитектуры Петрозаводска начала XX века, с основными характерными для них признаками.

В то время наиболее распространенными строительными материалами были кирпич, камень, железо, они и становятся основными средствами формообразования. Среди них наиболее дешевым стеновым материалом оставался кирпич.

Неоштукатуренные здания, отделанные лицевым кирпичом - прочным и экономичным материалом, не требующим дополнительных затрат на ремонт и окраску, могли обладать хорошими эстетическими качествами, в них гармонично сочеталось утилитарное и изящное. Рисунок кирпичной кладки, фактура и цвет лицевого кирпича представлялись основными средствами художественной выразительности.

Декоративное убранство мастерских снаружи сдержанное: часть углов стен акцентированы пилястрами, фасады - треугольными фронтонами, типичным атрибутом "кирпичного" стиля. На одном из фронтонов, обращённом на ремесленное училище, находится круглое окно, оформленное по окружности выпусками четвертей кирпича. В уровне подоконника – тяга из выпусков кирпича. Нижний ярус карниза оформлен сухариками, верхний обрез стен и треугольные фронтоны оформлены четырёхступенчатым простым карнизом. Выступами и западами кладки и образовывался рельеф стены. Выпуск кирпича можно было сделать не более чем на 7 см, значительные выступы за плоскость стены делались только ступенчатым напуском кирпичей.

Конструкция рядовой перемычки ограничивала ширину окон. Увеличение их ширины требовало введения в кладку разгрузочных арок и применения перемычек, обладающих большой несущей способностью (лучковые и полуциркульные). Такой архитектурный приём использован на здании мастерских, где фасады украшены крупными оконными проёмами с арочным завершением.

Большинство строившихся тогда зданий отличалось рациональной планировкой и скромным оформлением интерьеров. Они редко пристраивались вплотную друг к другу и обычно хорошо обозревались с разных сторон.

До появления здания мастерских в городе Петрозаводске не практиковалось подобных построек. Благодаря архитектору Андросову город приобрёл образец построек в большей степени практикуемых в городах центральной России. Здание мастерских является одним из двух сохранившихся образцов популярного стиля рубежа XIX и ХХ веков. Второе такого рода здание Петрозаводской учительской семинарии построено в 1907 году. Двухэтажное здание из темно-красного кирпича располагается неподалеку от кольцевой транспортной развязки на пересечении улиц Шотмана и Чапаева, где также применены все характерные приёмы «кирпичного стиля».

Кирпичный стиль

«Кирпичный» стиль зародился во второй половине XIX века как стиль движения архитекторов-рационалистов. «Материал стен должен говорить сам за себя, а не прятаться за штукатурной лепниной» — вот их кредо. Поскольку представители данного стиля отказывались от штукатурки, сама кирпичная кладка выполняла декоративное значение — выкладывалась из полихромного кирпича, глазурованной керамической плитки, изразцов, нередко использовался природный камень.

Постройки в этом стиле были относительно недороги, поэтому быстро приобрели популярность по всей стране. В промышленной архитектуре при возведении технических и заводских зданий второй половины XIX века он стал часто используемым. В этой области кирпичный стиль продолжал жить и в начале ХХ в.

Архитектор мастерских

Разработка нового здания была составлена окружным архитектором Василием Михайловичем Андросовым. По данным Государственного архива КАССР эскиз плана мастерских сделан 9 декабря 1909 года в городе Санкт-Петербурге. Вероятно, проект подвергался некоторым изменениям, поскольку эскиз несколько отличается от воплощённого в жизнь здания.

В.М. Андросов (1872(3)—1944) — ученик Леонтия Николаевича Бенуа (1856—1928), русского архитектора-классициста. Жил и работал в Санкт-Петербурге. До сегодняшнего дня в Санкт-Петербурге сохранился дом Е.Ц. Кавоса — совместное творение учителя и ученика. В 2001 г. дом включён КГИОПом в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».

На приведённом примере постройки, сделанной по одному из многочисленных проектов Андросова, можно увидеть некоторые схожие элементы, применённые в проектировании дома Кавоса и мастерских ремесленного училища. Обе постройки сделаны примерно в одно время и в одном стиле. Такой стиль называется «кирпичным» и является одним из течений эклектики.

P.S. О том, как ведется реконструкция памятника, что уже сделано и каким будет фондохранилище музея, читайте в следующем номере.

Виктория ВОЛОХ, ведущий инженер отдела по сохранению недвижимых памятников и реконструкции исторического ландшафта

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф