Историк, писатель, коллега, друг, или не только о Кижах. К юбилею Бориса ГУЩИНА Vkontakte@kizhi

Борис ГущинБорис ГущинБорис ГущинНа острове КижиБорис ГущинНа острове КижиБорис Гущин и студентыБорис Гущин

Он многое умеет. Еще больше — знает. Вокруг него всегда атмосфера доброжелательности и его, мягкого гущинского юмора. С ним интересно всем — школьникам, будущим экскурсоводам, уже состоявшимся научным сотрудникам, туристам.

Сегодня о нем и для него говорят «кижане» разных поколений — те, кто только начал постигать мир Кижей, и те, кто рядом проработал уже больше 30 лет, и те, кто знаком с ним со студенческих времен.

Наши поздравления Вам, замечательный человек, Борис Александрович!

За все, что было, спасибо

Блиц-интервью
Что для Вас музей «Кижи»?
— Большая часть моей жизни. Интересная работа. Будни и праздники. Под праздниками я имею в виду некоторые результаты своей работы. Музей «Кижи» — это место, где было не всегда легко работать, учитывая его островное расположение.
Ваше любимое занятие?
— Ничего не делать. Не иметь никаких забот. Но это у меня никогда не получается.
Что самое главное в жизни?
— Любовь к жизни и к людям. Очень хочется сказать: «Ко всем!» Но не получается.
Люди-вехи в Вашей жизни?
— Елизавета Борисовна Чернышева, старая интеллигентная москвичка, благодаря которой меня излечили от некоторых болячек, которые мне очень помешали бы жить, и благодаря которой я навсегда полюбил Москву.
Варвара Николаевна Чудинова, моя первая учительница, которая учила меня всего один год. Она рано умерла. Константин Иосифович Меделец, кандидат исторических наук. Мой первый и лучший преподаватель в университете. Он преподавал основы этнографии, историю первобытного общества, историю Древнего Востока, Греции, Рима, основы античного искусства.
Юрий Александрович Сунгуров, заслуженный артист РСФСР, руководитель нашего студенческого театра. Александр Викторович Ополовников, архитектор-реставратор, основатель нашего музея. Приятно, что он называл нас с Виолой «однополчанами по Кижам». Мы учились по его книгам.
Дмитрий Сергеевич Лихачев, с которым мы дружили и переписывались. Он написал рецензии на наши две первые научные статьи. Он был первым читателем моей повести «Отзвуки старых ярмарок» и разрешил посвятить эту повесть ему.
Олег Павлович Табаков, народный артист СССР, бывая на репетициях которого я ощутил театр внутри и вне.
Почему в Вашей жизни возник театр?
— С раннего детства, как себя помню, меня окружали книги, кино, радио, всяческий театр, начиная со школьного. Так что это было естественно. Одно время хотел быть актером. Но, играя в студенческом театре Ю.А. Сунгурова, понял, что это не мое. Я — кто угодно, но только не актер. Хотя актерство очень помогло мне в проведении экскурсий и подготовке экскурсоводов.
Что для Вас значат друзья?
— Хочется всегда быть верным им. Но, к сожалению, это не всегда получается. Многие мои хорошие друзья умерли. Я помню их и благодарен им.
Есть ли у Вас жизненный девиз?
— Не было и нет. Впрочем, в третьем классе, когда меня приняли в пионеры, был: «Работай, учись и живи для народа, Советской страны пионер». В четвертом классе мне уже больше нравились басни С. Михалкова.
Кто Вы — музейщик, писатель, театральный критик или…?
— Только не музейщик. Скорее, много чего другого. И чуточку музейщик тоже.
Что бы Вы хотели передать молодежи в музее?
— Считаю, что передавать мне особо нечего. Если сами что-то «хапнут», то буду только рад.
Довольны ли Вы своей жизнью?
— Нет. Я много получил хорошего, чего совсем не добивался. А чего добивался — не получил.
Чего еще хочется от судьбы?
— Ничего. А за все, что было, спасибо.

Вопросы задавала Елена Добрынина

Людмила Шилова, зам. директора музея
С Борисом Александровичем Гущиным я познакомилась на истфаке Петрозаводского государственного университета. Он стал студентом на год раньше, но благодаря одной из многочисленных реформ Н. С. Хрущёва, а именно сокращению времени обучения в вузах до 4-х лет, наш курс историков попал в эксперимент и учился четыре года вместо пяти. Поэтому часто наши лекции по философии, политэкономии и другим дисциплинам проходили сразу для двух курсов историков. Борис Александрович выделялся своим интеллигентным видом, бородой, литературными увлечениями, активным участием в культурных событиях шестидесятых годов. В те 60–е годы восстановление памятников, создание новых музеев было широким актуальным движением, и не случайно многие историки наших курсов стремились работать в музеях: так я начала работать в Соловецком музее, Борис — в музее «Кижи».
В 1979 году я была приглашена директором в музей-заповедник «Кижи» и увидела Бориса Александровича уже сложившимся, опытным музейным работником. Как и все первые, тогда немногочисленные сотрудники новых музеев, Борис Александрович был многосторонен в своей работе, глубоко знал и занимался всеми видами музейной деятельности. Он и до сих пор — прекрасный экскурсовод, увлечённый, артистичный. В те годы приходилось водить группы и по пятьдесят, и по сто человек. Музей активно занимался экспедиционной работой, и Борис Александрович был в числе создателей фондов музея — неутомимых собирателей музейных коллекций и участников экспедиций по перевозке памятников. Уже в те годы он выступал наставником для молодых музейных сотрудников при создании музейных интерьеров, экспозиций, выставок. Его научные исследования касались разнообразных музейных тем — от средневековой истории, этнографии Карелии до истории современности.
Борис Александрович не только прекрасный профессионал музейного дела, но и увлеченный жизнью человек. Его отличает неиссякаемая любовь к Кижам и глубокое проникновение в историю и культуру Заонежья и Севера, широкий кругозор, эрудиция и музейное ценностное отношение к жизни.
Так держать, Борис Александрович!
Людмила Трифонова, ст. научный сотрудник отдела истории и этнографии
Когда я училась на втором курсе факультета иностранных языков КГПИ, мой приятель Александр Фролов, ныне доцент РГГУ, сказал, что музей-заповедник « Кижи» набирает студентов для работы экскурсоводами в летний сезон. И мы пошли: я, Саша Фролов, Таня Вахрамеева и Толя Лопуха (ныне проректор Петргу). В городском бюро музея нас встретил молодой человек в очках, с хэмингуэевской бородой. Он начал вдохновенно говорить об иконах, Шопенгауэре, об обратной перспективе, причелинах, полотенцах, крещатых и кубоватых бочках. Голос его пел и улетал под своды старого эдания XVIII-го века, в котором располагалось музейное бюро. Раздавленные его эрудицией, мы молчали. Выйдя из музея, решили — не осилим. Но потом возникло желание доказать, что и мы не лыком шиты.И новоявленные экскурсоводы начали рыться в словарях Даля, в толстых томах истории искусства Игоря Грабаря, трудах по обратной перспективе в русской иконописи Раушенберга. Таким было наше первое знакомство с Борисом Гущиным. На острове Кижи Боря был нашим кумиром. Старший научный сотрудник с невероятной эрудицией, знаток всяческой литературы, в том числе модной и почти недоступной для библиофилов фантастики. Тогда, в свои 19 лет, я и представить себе не могла, что через некоторое время буду работать в музее младшим научным сотрудником с зарплатой 112 р. 50 к. под началом Бориса Александровича, что вместе мы будем ездить в экспедиции, водить экскурсии и делать научные описания предметов.
С тех пор прошло много лет, и можно уже подводить итоги. Можно подсчитать количество экспонатов, собранных Борисом Александровичем, количество научных справок и статей, написанных им за годы работы в музее, созданных им интерьеров и выставок, проведенных экскурсий и прочитанных лекций. Но до сих пор он является любимцем теперь уже нынешних экскурсоводов и школьников из Летней кижской музейной школы, потому что он — прекрасный рассказчик, образованный человек и опытный музейный сотрудник. К тому же молодое поколение интригует то, что Борис Александрович при всех своих достоинствах является еще и известным карельским писателем.
Игорь Мельников, зам. директора музея
С Борисом Александровичем Гущиным я познакомился в июле 1989 года, когда, после окончания исторического факультета ПетрГУ, был направлен по распределению на работу в музей-заповедник «Кижи». Я был принят на должность, старшего научного сотрудника в отдел научно-экспозиционной работы, который Б.А.Гущин возглавлял более 20 лет. Мои начальные практические навыки в области экспозиционной, фондовой и собирательской деятельности сформировались в ходе совместной работы с Б.А.Гущиным и В.А.Гущиной. Они, а также М.А.Витухновская, образно говоря, открыли мне дверь в мир музея «Кижи».
Хорошо помню свою первую экспедицию по сбору экспонатов с Б.А. Гущиным в Поморье зимой 1990 года. Ездили на поезде и местных битком набитых рейсовых автобусах и, тем не менее, за раз привезли почти полторы сотни экспонатов. Такого тяжелого рюкзака, как в той экспедиции, мне никогда более носить не приходилось…
С моей точки зрения, Борис Александрович относится к числу музейных работников–универсалов: экспозиционер, фондовик, экскурсовод, лектор, методист. Сейчас, к сожалению, такой тип музейного работника все больше становится редкостью.
За 45 лет работы в Кижах Б.А.Гущин внес большой вклад в становление и развитие музея. Осуществил около пятидесяти экспедиций, в результате которых в фонды поступила почти треть всех этнографических коллекций.
Являлся автором или соавтором большинства архитектурно-этнографических экспозиций: Пудожского сектора, интерьеров крестьянских домов Ошевнева, Елизарова, Яковлева, Бутина, ряда хозяйственных построек. Подготовил около 150 внештатных экскурсоводов. Им выполнены более 100 музейных разработок, которые находятся в научном архиве музея. Вместе с Виолой Анатольевной подготовили серию изданий о музее, в том числе первый художественный альбом с замечательными фотографиями В.Гиппенрейтера (1986 г.), который, на мой взгляд, по сей день является самым стильным изданием о Кижах.
В последние годы Б.А.Гущин много занимался историко-краеведческими исследованиями. Им подготовлен цикл исследований по истории Кижей в новое и новейшее время, которые были опубликованы на страницах Кижского вестника. Собственно, почти все, что мы знаем о Кижах этого периода, мы знаем благодаря его изысканиям.
Татьяна Незвицкая, зам. директора музея
Мне нравится в Борисе Александровиче жизненная энергия и молодость - так держать! Оптимизм, шарм и немного загадочности - так держать! Творческий потенциал и открытая улыбка! Кто умеет хулиганить, тот умеет мыслить неординарно и покорять. Кто открыт новому и ищет - тот найдет! Всего Вам доброго и хорошего на Вашем жизненном пути!
Николай Шилов, ст. научный сотрудник сектора комплектования фондов
Борис Гущин из легендарного поколения. Из поколения «детей ХХ съезда», он из «оттепели» конца 50-х — начала 60-х, из детей итальянского неореализма. Из тумана и из запаха тайги. Умба, папа Хемингуэй, «Иностранная литература», «Новый мир», «Застава Ильича», Гагарин, Окуджава, Высоцкий, Пахмутова, Таганка, поэтический и музейный бум… Весёлость и серьёзность. Ирония и вера — придёт весна на нашу улицу. Шестидесятник. «Кто были мы, шестидесятники? На гребне вала пенного в двадцатом веке, как десантники из двадцать первого» (Е. Евтушенко). Интеллигент. Эрудит. Музейный специалист. Беллетрист. Кулинар. Добрый, отзывчивый человек. Он и Виола Анатольевна — из героического периода истории музея «Кижи». Они были первыми. Они — живая история, которая не знает сослагательного наклонения. Они знаковые личности музея. Они с нами в строю.
Светлана Митрукова, начальник отдела ДМЦ
Затерянный среди многочисленных островов Онежского озера и в то же время всемирно известный остров Кижи давно стал местом удивительных встреч и ярких открытий. Для сотен детей и студентов, ежегодно приезжающих в Летнюю школу и Летний университет на о.Кижи, такой неповторимой встречей становится общение с Борисом Александровичем Гущиным, который уже многие годы сотрудничает с Детским музейным центром.
Один из старейших сотрудников музея, экскурсовод с огромным и бесценным опытом работы, писатель и просто «замечательный и интересный человек» — таким предстает он перед своей любимой публикой — детьми и студентами, т.е. молодым поколением. Читает ли Борис Александрович свои этнографические повести или рассказывает о формировании одной из первых в России экспозиций под открытым небом, вспоминает ли о встрече с домом Бутина и создании Пудожского сектора или просто беседует по душам со своими слушателями — это всегда профессионально, по-доброму, искренне, с юмором. «Кижские посиделки» с Борисом Александровичем, несомненно, одно из самых ярких впечатлений для участников Летней школы и Летнего университета, после которых остаются портреты Гущина-собеседника на полях тетрадей, конспекты по музейному делу, книга с автографом автора и тепло в сердце от дружеской встречи с замечательным человеком.
Сергей Касьянов, зав. сектором музейных программ и проектов
Познакомился я с Борисом Александровичем на курсах подготовки экскурсоводов. Он читал нам лекции, потом принимал экзамены в числе других членов комиссии. В отношении Бориса Александровича у меня была ассоциация с древнегреческим мыслителем, человеком глубоким и мудрым. Было сразу понятно, что он знает своё дело и знает его досконально. Мне всегда нравилось его умение подмечать детали и очень точно их передавать. Умение рассказывать — вот одна из самых важных его черт. Рассказывать интересно, так, чтобы хотелось слушать снова и снова. Это как увлекательная книга, которую если начал читать, то уже не хочется останавливаться.
Через некоторое время я, наверное, раскрыл для себя его загадку. Борис Александрович — писатель. И это многое объясняет.
Борис Александрович из тех людей, кого хочется считать своим учителем. И дело даже не в том, что он читал нам лекции. Это такое ощущение, что я знаю его уже давно и учусь у него всю жизнь.
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф