Мастерские ремесленного училища станут фондохранилищем Vkontakte@kizhi

Демонтаж кровли

Часть вторая. Реконструкция и реставрация

Как было рассказано в прошлом номере газеты, в 2006 году здание бывших ремесленных мастерских было передано музею. И в том же году по заказу музея архитектором-реставратором В.Н.Куспаком была составлена научно-проектная документация «Обоснование предмета охраны». Позже, когда составлялся проект реконструкции-реставрации здания, основным условием было — придерживаться рекомендаций по реставрации памятника, то есть, сохранение общего архитектурного облика здания.

Но что касается внутреннего пространства, для изменения функционального использования здания, понадобилась его капитальная реконструкция. Для выполнения задуманного демонтажу подлежали все внутренние перегородки и деревянное чердачное перекрытие.

Было решено: максимально использовать весь объём здания. Для этого был демонтирован бетонный пол мастерских и произведена выемка грунта из внутренней её части на глубину 3-х метров для устройства полноценного подвального этажа. В процессе этих работ открылась ленточная, бутовая кладка фундаментов в сочетании пиленого и рваного камня на известковом растворе, сложенная строителями сто лет назад.

По рекомендациям архитектора-реставратора В.Н. Куспака фундамент нуждался в усилении. Эти работы включали в себя взятие бутовой кладки в «обойму» с внутренней и внешней сторон по всей её высоте и периметру здания. При этом каменная кладка зачищалась от грунта, армировалась и бетонировалась. В результате толщина фундамента увеличилась до двух метров.

Во вновь выполненном этаже будут находиться реставрационная и столярная мастерские, помещения временного хранения экспонатов, их обработки, упаковки и технические помещения — водомерный и тепловой узлы, серверная, электрощитовая.

Для естественного освещения подвальных помещений в бутовой кладке фундаментов были устроены небольшие световые проёмы. За счёт них всё-таки появились некоторые изменения на фасаде. При устройстве окон по периметру здания появилось 10 световых приямков, а оконные проёмы по верху со стороны улицы украшены характерным приёмом «кирпичного» стиля — клинчатой кладкой (фото № 1, 1а).

Ранее здание состояло из одного этажа с высокими потолками и чердака. После разборки перекрытия оставшееся пространство по проектному решению было поделено на два этажа. В уровне первого этажа будут находиться кабинеты хранителей, фотостудия, реставрационные мастерские и помещения технических служб, а на втором — будут размещаться помещения хранения и экспонирования коллекций музея.

Для деления здания на три уровня внутри предстояла сборка металлического каркаса, который должен опираться на наружные стены и металлические опоры. С устройством железобетонного перекрытия над первым этажом, высокие арочные окна здания в районе декоративного карниза поделились на две части (фото №2, 2а), из которых верхняя часть окон оказалась на втором этаже непосредственно у пола. Но особенность второго этажа ещё и в том, что он получился мансардный со скошенными от стропильной системы стенами.

На этапе обследования здания представителями контролирующих органов по охране памятников, в связи с протечками исторической кровли и поражением элементов стропильной системы плесенью и гнилью, было предложено заменить стропильную систему с устройством аналогичной по конструкции, высоте, выдержав все прежние отметки и уклон кровли. После демонтажа старой кровли (фото №3) начались работы по усилению верхней части стен, для этого применяют часто практикуемый метод — устройство железобетонного монолитного пояса по высоте порядка 30 см по всему периметру здания, также его устройство распределяет всю вышележащую нагрузку от кровли.

Все вышеописанные работы бы-ли выполнены на первом этапе строительства. Сейчас на втором этапе ведутся работы по реставрации памятника. С помощью пескоструйного аппарата низкого давления выполняется зачистка загрязнений в виде серого налёта кирпичной кладки с наружной стороны фасадов. Определёнными растворами убираются высолы, в виде белого налёта, и грибок, выступившие от намокания кладки. Также на кладке имеются множественные разрушения кирпича. Более значительные разрушения заполняются вставками из исторического кирпича (фото №4, 4а), а меньшие разрушения домастиковываются с помощью шпателя специальным раствором в цвет кирпича. Для восстановления естественного освещения проектировщиками решено раскрыть пять заложенных в процессе эксплуатации оконных проёмов здания, три из которых находились на торце здания (фото №5, 5а). Реставраторы с осторожностью провели разборку заложенных проёмов и воссоздали откосы по краю замкового камня.

На втором этапе после реставрационных работ планируется выполнить благоустройство на прилегающей к зданию территории, провести внутреннюю отделку помещений и монтаж сложных коммуникационных систем. По контролю за качеством выполняемых работ привлечено немало сотрудников музея — блока инженерно-технического и материального обеспечения, безопасности, отделов по сохранению недвижимых памятников, информационных и компьютерных технологий, реставрации фондовых коллекций. Каждый осуществляет контроль по своему специальному разделу.

Виктория Волох, ведущий инженер отдела по сохранению недвижимых памятников и реконструкции исторического ландшафта

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф