«Хоть родом он не славянин, но был славянством всем усвоен» VkontakteFacebook

Гильфердинг А.Ф.Собор Рождества Христова  в г. Каргополе, 1562 г.

14 июля 2011 года исполняется 180 лет со дня рождения Александра Федоровича Гильфердинга, замечательного историка-слависта, фольклориста, дипломата, общественного деятеля, публициста и оригинального политического мыслителя.

Предки Александра Федоровича Гильфердинга , происходившие из венгерских дворян католического вероисповедания, верой и правдой служили России. Дед, Иван Федорович (1771- 1836), служил в русской армии, после службы преподавал немецкий язык в Московском университете и был замечательным переводчиком. Отец, Федор Иванович (1798- 1864), был директором дипломатической канцелярии при наместнике Царства Польского, а позднее управляющим архивом Министерства иностранных дел в Петербурге.

Александр Федорович родился 14 июля (2 июля по старому стилю) 1831 года в Варшаве, в отрочестве был очень одаренным мальчиком, удивлял своими способностями к языкам. Отец дал ему прекрасное образование. В зрелые годы он в совершенстве знал славянские языки, владел как родным, и французским, немецким, английским, а также изучил древнегреческий, латинский, санскрит. Любовь и преданность России унаследовал Александр Федорович еще в молодые годы. В 1848 году в возрасте семнадцати лет он приехал из Варшавы в Москву, поступил на историко-филологический факультет университета и здесь с юношеским азартом увлекся русской культурой, заинтересовался историей славян. Учась в университете, Александр Федорович вошел в кружок славянофилов, где сблизился с А.С. Хомяковым, K.С. Аксаковым, Ю.Ф. Самариным и братьями Киреевскими. Следуя своим убеждениям, он принял православие и остался верным сыном Русской Церкви до конца своих дней. В 1852 г. Гильфердинг закончил курс в университете первым кандидатом, а в 1853 г. получил степень магистра славянских наречий, защитив диссертацию: «Об отношении языка славянского к языкам родственным». Изучение славянских культур и языков было для Александра Федоровича неразрывно связано с настоящей и грядущей политической жизнью России и Европы.

На службу А.Ф. Гильфердинг поступил в 1852 г. в Министерство иностранных дел. Позже он был назначен консулом в Боснию и Герцеговину. Находясь на государственной службе, он продолжал исследовательскую деятельность. Наиболее ценными стали его работы по истории южных славян, они были высоко оценены в славянских странах и переведены на немецкий и сербский языки.

В 1861 г. Гильфердинг перешел на службу в Государственную канцелярию. В 1865 г. он получил чин действительного статского советника. В Государственной канцелярии ему пришлось работать в отделении Государственной экономии, где, по свидетельству сослуживцев, он славился быстрой сообразительностью и редким умением войти в суть многосложной работы. За превосходные организаторские и деловые качества в 1863 г. Н. А. Милютин, на которого была возложена задача преобразований в Царстве Польском, пригласил и А. Ф. Гильфердинга в комитет по делам Царства Польского.

Наряду с государственной службой А.Ф. Гильфердинг не оставлял без внимания и научно-общественную работу, и народное искусство, источник многих вдохновений. В январе 1860 г. по предложению К. С. Аксакова А.Ф. Гильфердинг был избран действительным членом Общества любителей российской словесности. Когда в 1867 г. образовалось петербургское отделение славянского благотворительного комитета, Александр Федорович скоро стал его председателем. Вскоре он занял также место председателя этнографического отделения географического общества и здесь не оставался праздным.

1860-е годы были замечательным временем открытия русского традиционного искусства. Пока в столичных городах России зрели идеи нигилизма и западничества, в окрайных землях государства славянофилы открыли неведомый мир русского народного творчества и фольклора. В те годы вышли издания народных сказок А.Н. Афанасьева, русских песен, собранных Петром Киреевским, четыре тома северных былин, собранных П.Н. Рыбниковым, сборник причитаний Е.В. Барсова, великорусские и белорусские песни, записанные П.В. Шейном, сборники песен, сказок и загадок И.А. Худякова.

Заинтересованный фольклорными открытиями, летом 1871 года Александр Федорович отправился из Петрозаводска в поездку по Олонецкой губернии, имея искреннее желание «послушать хоть одного» из здешних «замечательных рапсодов».

«Я, располагающий только двумя месяцами, вовсе не рассчитывал вначале на возможность его сколько-нибудь существенно дополнить [сборник Рыбникова], а хотел только удовлетворить личному любопытству, знакомством с некоторыми сказителями. Между тем счастливый случай скоро заставил меня из туриста превратиться в собирателя», — писал он.

За 48 дней экспедиции он обошел местность вокруг Онежского озера, Повенца, Толвуи, Кижей, Выгозера, Водлозера, Кенозера и Моши. Опросив более 70 народных сказителей (из которых только пятеро были грамотными), скрупулезно заполнив более 2 тысяч страниц собранными образцами народной поэзии, Гильфердинг совершил настоящий научный подвиг. Большой заслугой А.Ф. Гильфердинга явился впервые им примененный принцип распределения фольклорного материала по сказителям и внимательное отношение к каждому исполнителю былин. После Гильфердинга изучение репертуара сказителей, сообщение их биографий и характеристика творчества каждого из них стали одним из основных правил для фольклористов.

Результатом этой поездки явилась статья его в «Вестнике Европы»: «Олонецкая губерния и ее народные рапсоды», представляющая превосходную характеристику края и певцов. В начале июня 1872 г. он вторично отправился в поездку по Олонецкой губернии. Целью поездки было посещение Каргопольского уезда для изучения произведений устного народного творчества.

Внезапная кончина помешала его планам. Приехав в город Каргополь 15 июня 1872 года Гильфердинг заболел, и 20 июня (2 июля), в возрасте 41 года, он скончался от тифа. 23 июня он был погребен на городском кладбище. Позднее по просьбе супруги, Варвары Францевны Гильфердинг, гроб с телом действительного статского советника А. Ф. Гильфердинга был перевезён в С- Петербург, где 4 июля 1872 года на Новодевичьем кладбище состоялась многолюдная церемония похорон.

Плод трудов Александра Федоровича Гильфердинга, «Онежские былины, записанные летом 1871 года» (рукопись называлась «Русские былины»), вышли уже после смерти автора в 1873 году. Выдающийся успех собирательской работы Гильфердинга пробудил интерес к собиранию фольклора у многих других исследователей, в том числе в соседних с Олонецкой, Архангельской и Вологодской губерниях.

Как исследователь и писатель А.Ф. Гильфердинг выделялся «необыкновенной ясностью изложения, трезвостью взгляда и изяществом языка». Как человек, он принадлежал к числу деликатных и тонких людей. Вот почему к нему сочувственно относились все, кто знал его деятельность, те, кто встречались с ним и знали его близко. С теплотой и уважением вспоминали о нем и кижские крестьяне.

Ирина НАБОКОВА, ст. н. с. отдела фольклора

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф