У металла есть душа? VkontakteFacebook

ВеригиПустойЕндова. Конец 19-нач. 20 в.Замок БачуринИкона. Покров БогоматериКлюч амбарного замка. Конец 19-нач. 20 в.Подсвечник. 2-я половина 19 в. Россия Медный рукомойник 19в. из дер. ТамбичозероСамовар комплектСамовар Воронцов. Конец 19в. - нач. 20в.

Когда мы слышим или произносим слово «металл», сразу возникают ассоциации с чем-то очень прочным, стойким и …очень холодным. Это так. Но сам металл возникает из руды в рудоплавильных печах только при помощи очень горячих температур, а изделия из металла часто производятся с помощью огня в кузнечном горне или в плавильных тиглях. И этот холодный металл пришел на помощь человеку в его жизнедеятельности очень давно. Металлические изделия в руках человека стали главным двигателем прогресса.

Соотнесение музейного предмета к той или иной коллекции обычно обусловлено характером материала, из которого полностью или в своей значительной части состоит предмет. В коллекции «Металл» - это черный металл (железо, сталь, чугун) или цветные металлы и их сплавы (медь, бронза, латунь, шпиатр и др.). Коллекция музея «Кижи» насчитывает около 3 тысяч музейных предметов, представляющих орудия труда и предметы быта и отражающих историю народов современной Карелии и территории бывшей Олонецкой губернии. Большая их часть атрибутирована рубежом XIX-XX вв. Это типичные или неординарные орудия труда (в основном, из черного металла) и разнообразнейшие предметы быта (в основном из цветных металлов). Незначительную часть коллекции представляют образцы нумизматики, фалеристики, сувенирной продукции.

Значительная часть орудий труда - сельскохозяйственные орудия: пахоты (сохи, плуги, сошники, присошники, мотыги, лопаты, и пр.), жатвы и косьбы (косы, косари и пр.). Из них для современника наиболее интересна т.н. коса-горбуша, имеющая лезвие с загнутым носком и короткое изогнутое косовище – характерные признаки косы, предназначенной для косьбы на каменистых или заболоченных неудобьях. В коллекции таких кос, как заводского производства, так и ручного кузнечного изготовления, около 100. Дополняют сельскохозяйственную тематику предметы ухода за животными: вилы, вилашки, колокольчики подшейные (воркуны, ботала), ножницы для стрижки овец, предметы лошадиной упряжи и пр.

В коллекции представлены орудия труда практических всех промыслов (тележный, смолокуренный, художественный, охота, рыболовство, плетение из бересты и пр.) и ремесел (бондарное, кожевенное, сапожное, печное и даже каменотёсное), бытовавших в регионах, изучаемых музеем.

Гордостью музейного собрания являются орудия труда плотницкого ремесла (всего свыше 200 ед.): тесла, пилы, струги, скобели, долота, стамески, коловороты, измерительные инструменты и пр. В коллекции представлено большое разнообразие топоров, главного инструмента плотника. Есть редкие инструменты, почти вышедшие из употребления, например, пилы продольные для распиливания вдоль бревна или инструменты под названием «черта», которыми плотники причерчивали бревна друг к другу.

Немаловажным в жизни человека был и домашний труд (рукоделие, прядение, стирка, глажка и т.п.), имеющий свои орудия труда, например, утюги, иглы и пр. Любопытной для исследователей является коллекция спиц для закрепления кудели на прялке (около 60 ед. хранения). При однотипности формы, заданной функцией (стерженек с кольцом), каждая спица имеет какие-либо характерные черточки, свойственные только ей - или завиточки на кольце, или кручёный стерженек, или висюльки на кольце, или необычная форма кольца, очень похожая на головку древней фибулы и т.п.

Большинство орудий труда изготовлены вручную кузнецами, представителями наиболее магической профессии, когда-либо существовавшей на земле во все времена и у всех народов. Кузнецов народы окружали множеством легенд и поверий и называли колдунами, “хитрецами” потому что с древнейших времен кузнецы умели не только выковать меч и шлем, соху и рыболовный крючок, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. И на Русском Севере деревенский кузнец, черный от копоти и масел, часто с «оспинками» (от горячих искр) на лице – глубоко почитаемый в местности человек. Изначально в России кузнец находился под покровительством бога Сварога (русского Гефеста), а после принятия христианства – под покровительством святых Козьмы и Дамиана. У него, как и любого мастера своего дела, был свой набор инструментов и всевозможной оснастки.

Кузнечное ремесло в коллекции представлено более чем 80 кувалдами, мехами, наковальнями, щипцами, клещами, зубилами и другими инструментами и приспособлениями. Некоторые кузнецы клеймили свои изделия клеймами. В коллекции имеется определенное количество предметов с авторскими клеймами, например семейной династии Грешниковых из заонежской деревни Обельщина. Заонежские кузнецы обеспечивали изделиями из металла в основном свое население, но их продукция была известна и за пределами Заонежья. Так шунгские кузнецы поставляли на корабли петровского флота якоря, а кижские еще с 16 века славились изготовлением «добрых ножиков» (ножей).

Изготавливали в кузницах не только орудия труда, но и многие предметы домашнего обихода, то, что мы называем предметами быта. В коллекции много печной утвари (кочерги, ухваты, сковородники, щипцы для углей и пр.). Среди них отличаются предметы, однозначно вышедшие из употребления, например, щипцы для захвата горячих камней, которыми с незапамятных времен нагревали в деревянных лоханях и ушатах воду - для зимнего пойла скоту, для мытья в бане. Очень разнообразна кухонная утварь - ковши, сечки, кофемолки ступки с пестами латунные, бронзовые и чугунные, другая утварь; имеются даже три сахароколки для дробления сахарных «голов».

Кухонная посуда - чугуны, котлы, горшки, тазы, сковороды, кофейники, чайники, подносы и пр. – в основном фабричного или заводского изготовления. Среди кухонной посуды в каждом доме главным всегда был «золотой Иван Иванович» - самовар. И не удивительно, что в музейной коллекции почти 100 самоваров. Самовары разновременные – от первой трети XIX в. до середины XX в., но почти все тульского производства: они представляют более 15 производителей. Разных размеров и форм, разнообразной отделки деталей, они поистине ценная часть коллекции «Металл».

Столовая посуда в коллекции также разнообразна - миски, солонки, столовые приборы и другие. Характерное дополнение к самовару - полоскательница, в которой мыли чашки из оставшейся в самоваре после чаепития воды. Среди столовой посуды самыми замечательными в коллекции являются латунные и бронзовые солонки (около 20), а также практически уже не встречаемые в быту медные чаши для холодных напитков под названием «ендова» - разновидность древнерусской братины.

Быт разнообразен и многофункционален. Поэтому и в коллекции представлены самые различные предметы быта: осветительные приборы (светцы, лампы, подсвечники, фонари), предметы интерьера (мебель, рамы, часы и пр.), предметы личного пользования (украшения, письменные приборы и пр.). Коллекция измерительных приборов (б.120 ед. весов, гирь и безменов различных типов) – одна из самых многочисленных среди предметов быта. Использовались они в жизни очень широко, не только при продаже товаров в лавках и на ярмарках, но и в повседневном быту: на мельницах, в амбарах, при меновой торговле, на кухне.

В составе коллекции «Металл», пожалуй, самая уникальная коллекция – это более 100 поддужных колокольчиков. Трудно представить святочные дни, сельские и городские свадьбы без звона колокольчиков, празднично звенящих под дугами лошадей. Звук одиночного колокольчика, отпугивая «злых духов», сопровождал мужика, отправившегося на дровнях в лес за дровами или на пожню за стогом сена. Самый опоэтизированный в России колокольчиковый звон – это звук колокольчика на лошадях ямщика, русского почтаря и транспортника. А вот «малиновые» звоны многочисленных российских церквей принадлежали и большим и малым колоколам, число которых в коллекции не так велико, зато многие из них не просто хранятся, а в полную мощь своей музыкальной души работают на звонницах музея.

Особо ведется учет предметов из металла, которые являются частью духовного мира человека – иконок и складней, створок и разнообразных крестов – нательных, наперсных (нагрудных), напрестольных, киотных. Эта коллекция называется «Медно-литая пластика» и состоит она из более, чем 200 единиц. Главным образом – это образцы северного литья – поморского (выговского) и отражают они в основном русское старообрядчество.

***

Разнообразен мир предметов материальной и духовной культуры человека, и среди этих предметов очень много «холодного» металла. Но если бы у косы и самовара, лошадиной подковы и топора, рукомойника и чугунка была душа и память, они бы всегда помнили, что их холодная душа рождена в горячем огне золотыми руками и светлой душой Мастера. В подтверждение этому мы видим затейливый узор чеканки на подстаканнике, романтический сюжет на литой печной дверце, сквозную филигранную резьбу на основании медной чаши, причудливой формы завиток на светце, искусную филигрань на серьгах и магический орнамент на багре. Благодаря Мастеру мы пользуемся хитроумным и единственным в своем роде механизмом амбарного замка и слышим трепетный звон поддужного колокольчика и завораживающий «малиновый»звон церковных колоколов. Всё это, конечно же, одушевляет холодные металлические изделия, которые верно служили человеку раньше, а теперь будут сохранены для будущих поколений. Хранятся и изучаются эти предметы не только потому, что многие из них вышли из употребления и когда-то тоже уйдут из нашей жизни, но и потому, что некоторые из них были связаны с выдающимися личностями, иные подтверждают важные исторические факты или отражают удивительные природные явления. Но чаще они просто свидетельствуют о временах и жизни людей в этих временах. С помощью музейных предметов отдельно взятый человек научается уважать прошлое и гордиться за своих предков, ценить настоящее и преобразовывать его в светлое будущее, любить малую родину и заботиться обо всей планете.

Людмила ПОПОВА, с.н.с. отдела фондов, хранитель коллекций «Металл» и «Медно-литая пластика»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф