Летняя школа на острове Кижи. Секреты успеха Vkontakte@kizhi

Летняя школа на острове КижиЛетняя школа на острове Кижи

Секрет первый «Где ум, там и толк»

Автором проекта Летней музейно-этнографической школы на о.Кижи так же, как и многих других проектов ДМЦ, является Людмила Васильевна Шилова. Все эти проекты проверены временем и заслужили признание не только в Республике Карелия, но и в России. В основе музейно-образовательного процесса в Летней музейно-этнографической школе лежит методика «погружения» в историко-культурную и природную среду острова Кижи. Людмила Васильевна образно сравнивает эту методику с процессом засолки огурцов: «Представьте себе, что вы солите огурцы: готовите сильно концентрированный соляной раствор и погружаете туда огурцы разной формы — маленькие и большие, прямые и закругленные. Какой бы формы и размера ни были огурцы, хотят они этого или не хотят — они все равно засолятся. На ребенка, который попадает на остров Кижи, воздействует Среда — природа, памятники архитектуры, предметы, а также люди, с которыми они здесь общаются…Поэтому за шесть дней, проведенных на острове, ребенок может значительно «повзрослеть» духовно…»

Секрет второй «Дерево от плодов, а человек у дел познается»

Люди попадают на остров не случайно. Руководители конкурсных проектов Летней школы — учителя, педагоги дополнительного образования. Колоссальные нагрузки, дефицит времени на себя, семью, постоянная ответственность за детей — вот что отличает работу школьного учителя. Летний отпуск многие учителя ждут как манны небесной. И все-таки есть педагоги, которым не сидится дома, которые пишут проекты на конкурс в Летнюю школу, выигрывают и, собрав кучу документов и справок, взвалив в очередной раз на свои плечи ответственность за жизнь и здоровье детей, подкрепленную школьным приказом, отправляются на остров Кижи. Они счастливчики, ведь их проекты — победители Всероссийского конкурса проектов Летней школы.

Каждый из авторов проектов индивидуален, и все-таки есть черты, объединяющие их. Во-первых, все они творческие люди, которые с удовольствием переодеваются с детьми в народные костюмы, танцуют, играют в народные игры. Во-вторых, руководители проектов умеют создать особую атмосферу в своей группе, организовать работу детей над проектом, распределив обязанности между членами группы. И, конечно, их объединяет любовь к Острову, которая вдохновляет на написание новых проектов! Многие педагоги из Карелии и России побывали в Летней школе не один раз: Светлана Анатольевна Теплова из школы № 43 г. Петрозаводска, Оксана Васильевна Боднар из Пудожской музыкальной школы, Елена Александровна Нестерова из Медвежьегорской школы № 3, Юрий Яковлевич Боев из школы № 12, Татьяна Анатольевна Воробьева — директор Прогимназии № 1768 г. Москвы и многие другие.

Секрет третий «Как лодку назовешь, так она и поплывет»

Выбрать интересную тему для проекта — все равно, что попасть в яблочко. Казалось бы, что тут сложного — из 16 тем практик «погружения», предложенных по условиям Всероссийского конкурса проектов Летней школы, выбрать всего лишь одну, а потом придумать свою, более узкую. Однако выбор названия оказывается подчас самым сложным шагом в написании проекта.

Необычным названием можно привлечь внимание к проекту. Примером этому могут быть проекты «Ловись, рыбка!» (СОШ № 2, г. Петрозаводск, 2008), «Сам себе Гидрометцентр» (Прогимназия № 1768, г. Москва, 2009), «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!» (СОШ № 43, г. Петрозаводск, 2008), «Красота поднебесная. Культурологический мост: Суздаль — Кижи» (ДХШ, г. Владимир, 2008) и многие другие. Важно только помнить: каким бы ни было название, оно должно соответствовать содержанию проекта и отражать его суть.

Секрет четвертый «Готовь сани летом, а телегу зимой…»

Как правило, в Летнюю школу приезжают дети с высокой степенью мотивации (в отличие от общеобразовательных школ, в которой учителя сталкиваются именно с отсутствием интереса к учебе). Поэтому одна из главных задач педагога — собрать команду детей, творческих и трудолюбивых, готовых учиться даже летом.

Многие группы привозят свое оборудование для проведения наблюдений за природой (бинокли, переносные метеостанции), мастер-классов (ткацкие мини-станки, гончарные круги), ноутбуки для создания презентаций, фильмов, книги, методические материалы, которые позволяют более успешно воплотить их проект.

Иногда реализации проекта предшествует серьезная предварительная подготовка. Так, руководители проекта «Полотенце в обрядах и жизни заонежан» (2011) Медвежьегорской школы № 3 привезли готовые образцы заонежской вышивки, выполненные детьми до приезда на остров. Педагоги из Российской гимназии г.Санкт-Петербурга организовали исследовательскую деятельность детей по теме «Кижи в поэзии и литературе» (проект «Кижи: разговор по душам», 2011). Педагог дополнительного образования Пудожской музыкальной школы Оксана Боднар с помощью родителей школьников — участников проекта «По одежке встречают…» — перед поездкой на остров сшила народные костюмы — сарафаны и рубахи — для всех участников группы. Для чего? «Мы хотели, чтобы дети попробовали пожить в народных костюмах, чтобы почувствовать атмосферу традиционной культуры», — отвечала Оксана.

Секрет пятый «Премудрость одна, а мудростей много»

Итак, есть проект, есть люди, готовые воплотить этот проект, есть место, где можно его реализовать. Остается ответить на вопрос: как добиться успеха в воплощении проекта? Если педагоги приезжают на остров не в первый раз, они знакомы с ресурсами Летней школы, поэтому в своем проекте могут отразить этапы его реализации. А если нет? Тогда эти шаги будут отражены в музейно-образовательной программе, разработанной сотрудниками Детского музейного центра индивидуально для каждой группы.

Программа под общим названием «все включено» готова. В нее входит одинаковый для всех групп «набор» экскурсий, занятий, мастер-классов, особые занятия, связанные с темой проекта конкретной группы, а также проектная деятельность, конкурсы, психологический мониторинг. У каждой группы своя цель, свой проектный результат, к которому она идет все шесть дней своего пребывания на острове. Это может быть оформление цветочной клумбы во входной зоне музея или создание игрового путеводителя по дому крестьянина, изготовление макета часовни или издание газеты, проведение выставки рисунков, открыток по итогам практики на острове, презентация фильма, буклета, альбома, альманаха и др. Все это можно определить одним словосочетанием — детское творчество.

В течение летнего сезона детьми создается более 200 творческих работ, которые остаются в фонде Детского музейного центра и участвуют впоследствии в различных выставках в учреждениях образования. Кроме того, в течение учебного года дети, побывавшие в Летней школе, представляют результаты своей работы в своей школе, участвуют в научно-исследовательских конференциях школьников «Шаг в будущее», пишут статьи в школьные, районные газеты, создают странички на школьных сайтах. Возможно, это и есть главный результат Летней школы на о. Кижи. Как же он достигается? Думаю, секрет прост и сложен одновременно. Дети в нашей школе с первых шагов на острове вовлекаются в активную творческую деятельность. Вся программа строится на использовании интерактивных, деятельностных, игровых методик, творческом применении современных музейно-педагогических технологий. Если экскурсия, то интерактивная, музейное занятие — с использованием творческих заданий. Мастер-классы сами по себе предполагают активную работу детей. Жюри сквозных конкурсов Летней школы — дети. «Кижскую дорогу» — психологический мониторинг — дети «прокладывают» тоже сами. При такой программе у детей, да и у взрослых тоже, — как будто «шлюзы» творчества открываются… А если добавить к этому поддержку и заботу руководства и всех подразделений музея-заповедника, встречи с замечательными научными сотрудниками, знакомство с уникальными программами музея — Фольклорно-этнографическим театром и «Ожившей экспозицией» — то картинка, думаю, сложится. Проект «Летняя школа на о.Кижи» обречен на успех.

Наталья АРХИПОВА, куратор Летней школы

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф