Детский форум на музейном сайте — вчера, сегодня, завтра VkontakteFacebook

1 сентября 2007 года на сайте музея «Кижи» открылся Детский форум. На тот момент мы были первопроходцами. Пришло время оглянуться назад и подвести итоги четырехлетнего существования Детского форума на нашем сайте. В архиве Форума — 55 тем, более 1600 сообщений, 8 творческих Интернет-конкурсов (более 900 участников), 28 вопросов-загадок конкурсов «Что это?» и «Где это?». Но сегодня нас скорее волнует не статистика, а размышления об итогах и перспективах этого проекта. Что значит Детский форум для нас?

Однако есть и уроки, которые следует извлечь и нашему музею и всем тем, кто хочет выстраивать диалог с аудиторией музея в сети Интернет.

Несмотря на то, что Детский форум лидирует в списке форумов музея-заповедника «Кижи», на сегодняшний день он всё же является скорее площадкой общения организованных («формальных») детских коллективов, педагогов, нежели самих детей. А всё потому, что мы используем не те «двери», чтобы войти в этот «дом» — пространство подростка. А ведь сейчас «жизнь в сети» серьезно отличается от ситуации 2007 года, когда создавался Детский форум. Сегодня, чтобы войти в каждый дом, нужно использовать иные пути: социальные сети, блоги, твиттер и т.п.

На сегодняшний день Детский форум серьезно уступает резко шагнувшим вперёд в своей эволюции социальным сетям, что должно подвигнуть музей к размышлениям о дальнейших перспективах общения со своей аудиторией в сети Интернет.

Так, на последней ежегодной крупнейшей международной конференции по музейному маркетингу Communicating the Museum (CTM), состоявшейся в 2011 году в Дюссельдорфе, было отмечено, что за последний год формат Word Of Mouth (который у нас известен как «Сарафанное Радио») официально вышел на первое место по степени рекламного влияния на аудиторию (официально — значит, мы научились его не только замечать, но и подсчитывать) и всё это — благодаря социальным сетям. Поэтому сегодня рекламные и маркетинговые стратегии ожидает большой и необходимый пересмотр ценностей, и стоимость хорошего Интернет-модератора на рынке возрастёт в разы.

Этот ресурс, который сегодня является первым в ряду информационных источников создания положительного имиджа музея и продвижения его продуктов, сегодня уже нельзя недооценивать. Музею не нужно ждать, когда посетитель сам зайдёт на музейный сайт, музей сам должен прийти в каждый дом в виде ежевечерних online-новостей, Интернет-подписки и иных современных средств распространения информации.

На настоящий момент нужно признать, что музейный форум, увы, — это уже почти вчерашний день. От него, возможно, пока не стоит отказываться, но нужно идти дальше. Сегодня должна быть живая и постоянно обновляющаяся страничка музея в социальных сетях (Facebook, ВКонтакте и т.п.), а для этого нужна серьезная работа мобильной и креативной команды, в которую в идеале должны входить специалисты различных областей: программист, специалист по Интернет-коммуникациям, модератор/блоггер и т.п.

Десять советов начинающим

Совет 1: говори с ребенком на его языке
С любым человеком, и в первую очередь с ребенком, нужно говорить простыми словами и человеческим языком. Не стесняйтесь личного мнения, ярких эмоций, мягкого юмора. Используйте смайлики, это будет знаком того, что пользователь находится на «своей», неформальной музейной территории.
Совет 2: краткость
Краткость — сестра таланта, это особенно важно, когда речь идёт об Интернет-тексте. Наиболее удачным для Интернет-сообщения можно считать формат и стиль лида — первого «убойного» абзаца любого печатного материала, краткого (размером не более 20 строк), но призванного «зацепить» читателя.
Совет 3: интрига
Держитесь подальше от унылой школьной дидактики! Интеллектуальные конкурсы в сети не должны быть похожи на вопросы ЕГЭ или задания из учебника: «В каком году ….?» и т.п. Дети устали от ситуации проверки знаний. Лучше, когда вопрос похож на головоломку, загадку, интригу и т.п. Хорошо, если ответ знает большое количество пользователей, но он не должен «лежать на поверхности». Предполагаемый ответ должен быть кратким, а не напоминать реферат или исследовательскую работу. Именно на интриге, занимательности строятся конкурсы «Что это?» и «Где это?» Детского форума.
Совет 4: моментальная креативность
Вероятно, успехом могут пользоваться Интернет-конкурсы, где требуется моментальная (сиюминутная) креативность. Именно по такому принципу строились конкурсы «Кижская футболка», где нужно было придумать слоган для сувенирной футболки музея, и конкурс «Народная частушка», в котором пользователи сочиняли последние две строки реальной заонежской частушки. Справедливости ради следует сказать, что придуманные детьми продолжения были веселее и ярче исходного текста оригинала и вошли в репертуар Фольклорно-этнографического театра музея-заповедника «Кижи».
Совет 5: личная история
Читателя обычно берут за душу простые истории, реальные судьбы и переживания. Не секрет, что опора на личный опыт ребенка — кредо музейной педагогики, поэтому ряд тем Детского форума имеет характерный личностный «профиль». К примеру, на фотогалерее «Ёлка Победы» посетители рассказывали истории появления в их доме первых новогодних игрушек военного и послевоенного времени (40-50 годы ХХ века), размещая рядом с комментарием фотографии этих игрушек.
Совет 6: актуальный репортаж, или посмотри на календарь
Как показывает практика, популярностью пользуются «конкурсы сезона». Понятно, что перед Новым годом все, в т.ч. и дети, заняты подготовкой к нему, поэтому конкурс «Наряды для ёлки» был просто обречен на успех. Не меньшей популярностью пользовался и конкурс, посвященный празднику Пасхи. Однако чтобы не потеряться в череде множества «конкурсов сезона», попробуйте найти в традиционной теме свой неповторимый почерк и свежую идею.
Совет 7: право на известность и право на анонимность
Регистрация на форуме — обязательное условие участия в наших Интернет-конкурсах. Это связано в первую очередь с возможностью «вычислить» победителя и выслать ему полагающийся приз. Однако иногда встречаются участники конкурсов Детского форума без регистрации («гости»), для которых интерес к теме важнее потенциальной награды. В отличие от обычных конкурсов, в виртуальных конкурсах дети часто фигурируют под вымышленным именем, «ником» (прозвищем), и это их право. А для тех, кто хочет потешить свое тщеславие, существует специальная тема Детского форума «Галерея победителей», где дети сами размещают свою фотографию и короткую информацию о себе, иногда включающую и электронный адрес, что даёт шанс найти в сети новых друзей.
Совет 8: лиха беда начало, или взялся за гуж — тяни
Как пишут разные Интернет-гуру, «создание посещаемого форума — это очень долгий и мучительный процесс, поэтому готовьтесь на долгую работу». Они предрекают, что это может занять несколько месяцев и даже годы, чтобы форум превратился в действительно посещаемый ресурс, поэтому не бросайте начатое дело, даже если не видите немедленных изменений. Самое трудное — получить первых несколько пользователей форума, поэтому вначале мы разработали флаер о Детском форуме и символические призы первым двадцати участникам его первого конкурса «Кижская футболка». Однако различного рода бонусы вполне могут заменить яркие, злободневные темы для обсуждения, а также привлекающие к себе внимание акции и конкурсы Вашего форума. И всё же без рекламы на первых порах не обойтись.
Совет 9: ищите свою аудиторию
Представляется, что более удачными могут быть форумы, рассчитанные на определенную целевую аудиторию. В этом случае модератору легче формировать стиль общения, темы форума и т.п. Определённая, редкая для обсуждения в сети тема также может привлечь на форум посетителей (пример тематического форума – «Определитель музейных предметов» на сайте музея-заповедника «Кижи»).
Совет 10: ищите модератора
Создать свой Интернет-ресурс (форум, блог и т.п.) — всё равно, что родить ребенка. Это серьезный шаг, и Вы должны понимать, что теперь Ваша жизнь изменится. Каждое утро должно начинаться с того, что Вы заходите в сеть и проверяете новые сообщения, отвечаете на вопросы, словом, общаетесь со своими «читателями». Если модерирование форума будет лишь строкой в должностной инструкции, но не станет Вашим хобби, вряд ли получится что-то стоящее. Нужно также понимать, что, как и любой ребёнок, форум будет отнимать много времени и сил и требовать всё новых и новых «вложений» (идей, решений и т.п.). Поэтому перед созданием форума официального музейного сайта задайте себе один вопрос: «Вы готовы стать родителем?»

Светлана ЖУЛЬНИКОВА, зав. методическим сектором ДМЦ

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф