Наследие — детям, музейно-педагогические компетенции — педагогам VkontakteFacebook

В гости к самовару. Веледеева Т.А.История простых вещей. Нестерова Е.А.

Завершился IV Республиканский конкурс музейно-образовательных занятий и программ «Наследие – детям», который проходил с 1 марта 2011 года по 1 февраля 2012 года. Конкурс проводится с 2007 года, и накопленный опыт позволяет сделать некоторые выводы и подвести итоги. Конкурс нацелен на выявление и поддержку инновационных технологий в области музейной педагогики, поиск и развитие современных идей и подходов в музейно-образовательной деятельности, содействует повышению квалификации музейно-педагогических кадров, обмену опытом в области актуализации историко-культурного наследия, способствует формированию музейно-педагогических компетенций.

По итогам четырех конкурсов сформировался ресурс музейно-образовательных занятий и программ, который насчитывает 172 занятия 177 педагогов республики.

Тематика конкурсных работ разнообразна и отражает весь спектр историко-культурного наследия Карелии. Самой востребованной по итогам проведения четырех конкурсов оказалась следующая тематика: «Материальная и духовная культура русских, карел, вепсов», «Историко-культурная среда города/деревни. Урок на улицах родного города/деревни», «Традиционные ремесла и технологии» и «Фольклорное наследие народов Карелии», «История одного предмета». Все конкурсные материалы поступили в фонд Информационно-методического кабинета ДМЦ и востребованы музейными педагогами учреждений города и республики.

Участники конкурса.

Растет количество участников конкурса и конкурсных работ: в 2007 году их было всего пятнадцать, в 2008 — тридцать восемь, 2009 — сорок шесть, в 2012 году на конкурс были представлены 73 работы, авторами которых стали семьдесят шесть педагогов.

География участников.

Конкурс становится все более популярным среди педагогов Карелии: если в конкурсе 2007 года были представлены только Пудожский и Кемский районы, в 2012 году уже 13 районов республики. Самую большую активность проявили педагоги Медвежьегорского, Пряжинского, Суоярвского и Муезерского районов. Количество участников конкурса из г. Петрозаводска стабильно растет: от четырнадцати в первый год, до двадцати шести в 2012 году.

Состав участников.

Наибольшее количество работ поступает на конкурс от педагогов общеобразовательных школ. Педагоги детских дошкольных учреждений принимают участие в конкурсе с 2008 года, и доля их участия постепенно увеличивается. Активность педагогов учреждений дополнительного образования детей остается не такой высокой, но стабильной.

Номинации.

В 2009 году было принято решение ввести номинации конкурса, и IV Республиканский конкурс проходил по 3 возрастным номинациям: для детей дошкольного возраста, для детей начального и среднего школьного возраста, для детей старшего школьного возраста и студентов. В результате, на конкурс поступило наибольшее количество — 56 работ — для детей начального и среднего школьного возраста. Авторы занятий подчеркивают связь музейно-образовательных занятий с базовыми программами школы и детского сада, интеграцию с другими предметами, включение национально-регионального компонента.

Итоги IV конкурса.

Лауреатами конкурса «Наследие — детям» в 2011—2012 гг. стали двадцать педагогов, работа еще четырех отмечена благодарственными письмами. Работы лауреатов соответствуют основным требованиям к музейно-образовательному занятию, построены на использовании в работе предмета, исторического документа, письменного источника, памятника, объекта нематериального наследия. Часть занятий разработана на местном этнографическом материале («Трудовой календарь сегозерских карел», «Праздничный календарь Сегозерья», Осипова Н.А., Поросозерская СОШ, п. Гумарино), использовании историко-культурной среды («Место, где ты живешь», коллектив учителей Рабочеостровской СОШ, Кемский район; «Памятники деревянного зодчества Заонежья», Дронова О.В., Андрианова О.Я., Шуньгская СОШ; «Родная улица моя», Гаврилова М.А., Беломорская станция туризма и краеведения).

Для проведения отдельных занятий авторы использовали ресурс музейно-образовательного пространства или музея: школьный музей «Карельская горница» Рыпушкальской ООШ (занятия «Капустинские посиделки», «В гости к самовару», автор Веледеева Т.А.), школьный музей Золотецкой ООШ («О чем рассказывает книга редчайших каменных листов», Тухкина Н.П., Солдатова Н.А.), городской краеведческий музей им. В.Ф. Себина, г. Питкяранта («Кукла на коленке», Иванова Н.Р., ЦДТ), музей-изба МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад №107 г. Петрозаводска («Печь — душа моя», Никонова М.В.). Среди задач авторы прописывают развитие поисковой, исследовательской, познавательной деятельности детей, а также обучение практическим навыкам («Головной убор как элемент народного костюма Заонежья», автор Галкина Т.Г., «Пояс как часть комплекса традиционного костюма Русского Севера», авторы Кузнецова Т.Н., Войтенко Л.И., Артеменко И.Г.).

При разработке занятий педагоги проявили профессионализм и педагогическое мастерство, владение музейно-педагогическими технологиями, технологиями коллективного творчества, информационно-коммуникативными, современными компьютерными технологиями («Создание виртуальной экскурсии по о.Кижи», авторы Андреева Т.В., Солодкая А.А., СОШ №43, г. Петрозаводск). На занятиях использованы разнообразные приемы и формы работы с аудиторией (игровой урок, экскурсия, праздник, беседа). Большая часть занятий построена на применении интерактивных, игровых методик, включает взаимодействие и экспериментирование с предметом («История утюга», авторы Андреева И.А., Куревина Л.А., Медвежьегорская СОШ №2), создание проблемных ситуаций («Бунташный век в Карелии», Довбыш Е.Б., Медвежьегорская СОШ №2), элементы театрализации (постановка кукольного спектакля в рамках реализации проекта «Удивительная ложка», автор Оросова Г.К., Рыпушкальская ООШ).

Конкурс «Наследие — детям» завершился, впереди Фестиваль музейно-образовательных занятий и программ, где лауреаты конкурса будут презентовать свои занятия и программы, а у всех участников конкурса будет возможность еще раз поделиться опытом, наработками, инновациями в музейно-образовательной деятельности.

Галина ЗАХАРОВА, ведущий методист отдела «Детский музейный центр»

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф