«Федосова была чудесна, как сказка» Vkontakte@kizhi

И. А. ФедосоваИ. А. ФедосоваИ.А. Федосова и Е.В. Барсов в Москве,1896 г.Сборник Е.В. Барсова  «Причитания Северного края», Москва, 1882 г.Открытие памятника на могиле И.А. Федосовой на Юсовой горе в деревне Кузаранда, 1981 г.

Красовитое Заонежье даровало миру целую плеяду ярких народных исполнителей. Среди них особое место занимает имя знаменитой вопленицы Ирины Андреевны Федосовой (17 апреля 1827 года — 10 июля 1899 года). В 2012 году отмечается её 185-летний юбилей. Современники единодушно называли ее «личностью необыкновенной, натурой даровитою, способной к творчеству». И.А. Федосова оставила огромное поэтическое наследие. Но, безусловно, главным жанром ее жизни стали причитания.

Традиция причитывать была очень широко распространена. Особенно был развит этот поэтический жанр у русских, карел, коми, мордвы, у народов Юго-Восточной Европы. Плачевая культура процветала в Заонежье, Пудожье и Карельском Поморье до начала XX в., этот жанр считался преимущественно женским. Французский культуролог Поль де Сент-Виктор писал: «Инстинкт всех народов всегда прибегал к голосу женщины для разговора со смертью, как он избрал его же для призывания сна». На Русском Севере умением складывать и исполнять причитания обладала почти каждая крестьянка.

О широком бытовании и общественной значимости причитаний писал П.Н. Рыбников в 1864 году: «Бывает такая пора в народной жизни, когда поэтическое настроение и поэтический материал составляют достояние целого народа, и всякая живая, восприимчивая личность при первом возбуждении извне выделяет свое чувство или представление в поэтический образ и облекает его сейчас же в поэтическую форму, которая в ту пору под рукой у каждого… У нас на Руси, сколько я ее видел, подобное настроение бывает только у женщин, лирическое, и в минуты сильного горя. Выражение его — заплачки, в которых чувство выливается само собой на свадьбах, при похоронах, при отдаче детей или родных в рекруты. В Петрозаводском Заонежье и на Пудожском побережье каждая почти женщина умеет высказать ощущение своей скорби, или слагая новую заплачку, или применяя к обстоятельствам старую...». Причитальщица или «вопленица» в Заонежье, «петарица» в Пудожском краю — имела особый статус и уважение в крестьянском мире.

Ирина Андреевна Федосова очень высоко ценила свое умение, исполнение причитаний считала делом ответственным, не развлечением, а общественным призванием. Она была не только искусной исполнительницей причитаний, но и знатоком свадебного порядка, своего рода специалистом по проведению свадеб. П.Н. Рыбников оставил очень яркие заметки о вопленице, с которой познакомился в Шуньге во время ярмарки в декабре 1859 г. Он писал, что её называли правителем свадеб, где она следит за «соблюдением всех подробностей вековечного обычая на свадьбе». Кроме того, она оберегает невесту «от сглаза и наговора». Таких, как она, «славутных воплениц» приходили послушать люди из других деревень. Их нельзя назвать профессионалами в полном смысле этого слова. За свой труд они получали небольшой подарок, мелкие деньги. Вознаграждением для них были «честь» и «место» в большом (т.е. почетном) углу.

Известный литературовед А.Е. Грузинский писал, что Федосову «приглашают всего чаще на свадьбы, плакать же на похороны или на рекрутские проводы она обыкновенно ходит сама, по доброй воле; очевидно, она испытывает ясную потребность в той художественной работе, которую представляет для нее составление и исполнение плачей». Но это был не только душевный отклик на человеческое горе, а исполнение общественного долга перед жителями родной деревни, дальней и ближней родней. В традиции северной деревни эти «старушки стародревние» — как их именовала народная поэзия, хранили знание о древних ритуалах, строго следили за их соблюдением, в народе получали статус «мирских нянь» (К.В.Чистов). Это были, чаще всего, достигшие преклонного возраста женщины, которые считали своим предназначением помогать каждому, кто в этом нуждался.

Исполняемые ими плачи или «вопы» — являли собой яркий поэтический отклик на происходящее, ритуальный плач-сказание, героем которого становится человек, находящийся на жизненном перепутье между девичеством и замужеством, волей и рекрутчиной, бытием и вечностью. Прошлое и будущее незримо соединялось в плаче.

«Федосова,— писал К.В. Чистов,— стремится рассказать о событиях, предшествующих смерти и характерных для взаимоотношений основных «действующих лиц». Она повествует о «предыстории» события, которое происходит на глазах у всех.

Явившись по приглашению плакать, И.А. Федосова расспрашивала и разузнавала о событиях, знакомилась с обстановкой, с участниками. Согласно воспоминаниям В. В. Богданова, «перед импровизацией она расспрашивала обо всех, или по крайней мере многих обстоятельствах происшествия, даже о тех, которые ей явно не могли понадобиться для текста. Узнав (с ее точки зрения) все, она отбирала необходимое для художественной лепки образа. По-видимому, совершенно так же она поступала и при импровизациях у себя в деревне».

И.А.Федосова умело использовала в причитаниях все приемы заонежской причетной традиции, помимо того, что она развивала в импровизациях обязательные мотивы, она дополняла свои поэтические творения новыми элементами, известными другим местным традициям; она использовала в причитаниях собственные новации и индивидуальные поэтические приемы.

Авторский талант И.А. Федосовой был способен подчинить народную поэзию художественному времени. В поминальных, рекрутских причитаниях Федосовой часто встречаются образы неотвратимой судьбинушки, доли, горя-злосчастья — художественных доминант причитаний:

Знать, Судинушка по бережку ходила Страшно–ужасно голосом водила, Во длани Судинушка плескала, До суженых голов да добиралась… Выезжали как на славное Онегушко, Мы не знали того сами, добры людушки, Как смахнуло середи эта Онегушка. […] Знать им сужено ведь смерть принять потопная… (Барсов, т.1.)

В свадебных причетных текстах Федосовой можно встретить множество характерных для заонежской традиции образов. Наиболее ярко выписаны мотивы «сада» и противопоставленного ему — «темного леса», главных концептов севернорусских свадебных причитаний. «Сад» символизировал девичество, «волю» невесты, «темный лес» — чужую сторону, неволю. Тема «сада» и его разрушения от грозовой тучи, надвигающейся из-за темного леса, как аллегории замужества, развивается у Федосовой в импровизацию из 90 стихов!

В причитаниях народной поэтессы множество реалий окружающего мира. Синее славное Онегушко вместе с другими элементами мира составляет образ родины, используется в мотивах о превращениях девичьей воли, Онего-батюшко наиболее часто осмысляется как граница своего и чужого мира:

И от меня да нонь надежа удаляется, И он за горушки, надежа, за высокии, И он за темныи леса да за дремучии, И далеко–то он за мхи да зыбучии, И он за круглыи за малыи озерышка, И за синее за славно за Онегушко! (Барсов, т.2.).

Обладая великим арсеналом традиционных клише, формул, и умело пользуясь поэтическим даром, Федосова могла вводить в свои произведения лирическое описание судеб других людей, значимых событий. Через импровизацию ее поэзия начинала «дышать эпохой», воспроизводить «музыку своего времени».

И оны крест кладут, бурлаки, по-писанному, И перед Господом ведь славу сотворяют. И затопляют тут свечи да воску ярого, И на бурлацкие колена становилися И сговорят да тут рекрутики молодые: «Уж ты спас да наш владыко многомилостливой! И ты спаси да нас, бессчастных добрых молодцев, И ты от этоей от меры государевой! И ты покров-мать пресвятая богородица! И ты покрой да нас, рекрутиков молодыих, И от злодейской ты от службы государевой!».

От народной поэтессы И.А. Федосовой было записано более трех тысяч стихов. Основную часть ее репертуара составляли причитания. В ее репертуар входили также эпические жанры: былины, духовные стихи, баллады, кроме того, исполняла она исторические песни, сказки, речь ее пестрела поговорками и прибаутками.

Первым, кто открыл поэтический дар северной русской крестьянки, кому обязаны современники подробнейшей биографической справкой и классическими текстами, записанными от нее, был Елпидифор Васильевич Барсов (1836—1917),замечательный ученый, исследователь и собиратель памятников древнерусской письменности и фольклора.

Благодаря его записям мы знаем, что уроженка деревни Софроново Вырозерского общества Толвуйской волости, дочь «прожиточных» родителей, Ирина Андреевна Федосова родилась в большой крестьянской семье А.Е. и Е.П. Юлиных, состоявшей из 22 человек. Она росла очень толковой и старательной. Как она сама о себе рассказывала, «с восьми лет знала, на каку полосу сколько сеять». В детстве она упала с лошади и осталась хромой на всю жизнь. В юности, еще тринадцати лет от роду, Ирина Андреевна начала пробовать себя в качестве «подголосницы» на свадьбах. За бойкий нрав, памятливость и великолепный голос она приобрела известность во всем Заонежье. Один из видных знатоков Олонецкой губернии Г.И. Куликовский писал в 1896 году в Олонецких губернских ведомостях: «Она считалась первою вопленицею во всем крае, и ее приглашали за десятки верст». Два раза И. А. Федосова была в замужестве. Со вторым мужем из с. Кузаранды Ирина Андреевна 20 лет прожила в Петрозаводске. Здесь в 1867 г. и произошла ее встреча с преподавателем духовной семинарии Е.В. Барсовым, энтузиастом собирания произведений народного творчества. Барсов начал делать фольклорные записи в марте 1867 года. Больше года почти ежедневно продолжалась эта работа.

Блестящая память и исключительный дар поэтической импровизации позволяли Федосовой воспроизводить огромные по своим размерам тексты причитаний. В 1872—1885 гг. Е.В. Барсов опубликовал эти записи в трех томах под названием «Причитанья Северного края»(1872—1885).

В рукописи «О записях и изданиях «Причитаний Северного края», о личном творчестве Ирины Федосовой и хоре ее подголосниц» Е.В. Барсов подробно рассказал о первой неоднозначной реакции в обществе на народные причитания с «насмешливыми улыбками, ребяческими передразниваниями или же надутым презрением к подобным занятиям, недостойным порядочного человека». Первый, кто поддержал Е.В. Барсова, был Орест Федорович Миллер, который по достоинству оценил несметные сокровища народной поэзии, раскрытые молодым исследователем, и предрекал, что их публикация будет «драгоценнейшим вкладом в науку».

Издание стало открытием для просвещенного общества малоизвестного жанра русской народной поэзии и значительным явлением для отечественной и мировой культуры. Второе издание «Причитанья Северного края, собранные Е.В. Барсовым» увидело свет благодаря стараниям Б.Е. и К.В. Чистовых в 1997 году. Оно продолжило серию изданий «Литературные памятники». Второе издание было дополнено текстами причитаний и песен, записанных от И.А. Федосовой, а также статьями, письмами, новыми документами.

Причитания Федосовой и факты ее биографии были использованы в произведениях М. Горького, П.И. Мельникова-Печерского, Н.А. Некрасова и других писателей и композиторов. Публикации произведений Ирины Федосовой и ее публичные выступления имели большое общественное значение. Ее творчество получило отечественное и мировое признание. Ф. И. Шаляпин вспоминал: «Я слышал много рассказов, старых песен и былин и до встречи с Федосовой, но только в ее изумительной передаче мне вдруг стала понятна глубокая прелесть народного творчества. Неподражаемо прекрасно «сказывала» эта маленькая кривобокая старушка с веселым детским лицом о Змее Горыныче, Добрыне, о «его поездках молодецких», о матери его, о любви. Предо мной воочью совершалось воскрешение сказки, и сама Федосова была чудесна, как сказка».

Ирина НАБОКОВА, зав. научно-экспозиционным сектором отдела истории и этнографии

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф