Кижане на «Красной горке» Vkontakte@kizhi

Кижане на «Красной горке»Кижане на «Красной горке»Кижане на «Красной горке»Кижане на «Красной горке»Кижане на «Красной горке»Кижане на «Красной горке»

22 апреля 2012 года в д. Надкопанье Волховского района Ленинградской области вот уже девятый год проходил большой Пасхальный фольклорный фестиваль «Красная горка». Инициатором проведения фестиваля и его идейным вдохновителем является настоятель храма Рождества Христова игумен Антоний (Кузнецов). В этом году в празднике принимали участие коллективы из Ленинградской области, Республики Карелия, в том числе коллективы музея-заповедника «Кижи» — Фольклорно-этнографический театр (руководитель Н.С. Михайлова) и фольклорная группа старшего поколения заонежан «Куделюшка» (руководитель Н.А. Ригоева). Подобная поездка для коллектива «Куделюшка» в д. Надкопанье состоялась уже во второй раз. Приглашение съездить на такой праздник в нынешнем году совместно с Фольклорно-этнографическим театром все участницы «Куделюшки» восприняли с восторгом.

На живописном берегу реки Паши в самом центре д. Надкопанье стоит храм Рождества Христова. Это место издревле принадлежало Православной церкви. По преданию, здесь располагался одноименный женский монастырь, который был разрушен шведами в начале XVII в. Также известно, что в XVIII в. на Христорождественском Пашском погосте существовали две церкви: каменная — во имя Рождества Христова с приделом пророка Илии и деревянная — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом святого Николая. Они были разобраны (первая в 1814 г., а вторая в 1823 г.) в связи с возведением нового каменного храма. Он строился по проекту архитектора А.И. Мельникова, а подрядчиком выступил новоторжский ямщик Прокопий Иванов. Вновь отстроенный каменный храм, освященный в 1828—1829 гг., имел пять престолов: главный алтарь — во имя Рождества Христова и четыре в приделах — Благовещения; пророка Илии; святого Николая; святого Ионы, архиепископа Новгородского.

Освещают красивый белоснежный храм Рождества Христова дивные иконы, среди которых самая чтимая и любимая — необыкновенной красоты чудотворная икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет чистоты». История этой иконы в некотором роде типична для нашего времени возвращения святынь. Большой ростовой образ исчез в 1939 году. В 1986 году он был обретен. Произошло это следующим образом: художник-оформитель совхоза «Пашский» Сергей Васильевич Кузнецов увидел в сарае, мимо которого проходил, черную доску, сразу признал в ней икону и выпросил у хозяина.

Художник отмывал и чистил икону, но она по-прежнему оставалась темной, с едва различимым изображением. Однако вскорости произошло первое чудо: воры, укравшие из мастерской все иконы, ее тронуть не посмели. А сам С.В. Кузнецов через некоторое время принял монашеский постриг и стал настоятелем Христорождественского храма, в который принес найденную и сохраненную им икону «Неувядаемый Цвет». Здесь же теперь хранится и вторая, главная для него, икона как материнское благословение — «Всех скорбящих Радосте».

Вот в этом чтимом православными людьми месте и проходил замечательный Пасхальный фестиваль «Красная горка». Красная горка — так называют в народе всеми любимый, весенний и молодежный праздник. С распространением христианства он был приурочен к первому воскресенью после Пасхи — так называемому Фомину дню. Земля к этому времени, в первую очередь на небольших возвышенностях, уже освобождалась от снега, где и разворачивались гуляния. По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни, водили хороводы и играли в игры.

По многолетней традиции праздник «Красная горка» символизирует торжество любви, зарождения чувств и надежд. В этот день девушки знакомились с парнями, выбирали себе суженых. В игровой и шутливой форме выказывали свою привязанность и симпатию. На игры приходили все девушки до единой. Оставаться дома и не ходить на гуляния в этот день было просто не дозволительно. Считалось, что юноша или девушка, просидевшие дома всё гуляние, не смогут найти себе пару. Ему может достаться распоследняя невеста, а ей – никудышный жених, так как самых лучших разберут другие, или что ещё хуже — с непослушными случится несчастье.

Фестиваль начался с праздничной литургии в Храме Рождества Христова и продолжился большим концертом приглашенных коллективов. Все действие проходило неподалеку от храма и под звон колоколов, что придавало празднику особую торжественность. Ясная погода, красиво украшенная карусель, большие деревенские качели, торговые ряды — наверное, именно так проходили православные праздники в старину. Открывал праздник детский фольклорный коллектив д. Надкопанье, который показал элементы традиционного свадебного обряда: смотрины невесты, выбор невесты, приход дружек и сама свадьба. Затем на сцену вышли гости из Петрозаводска — это молодежный ансамбль песни «Услада» и образцовый коллектив «Росынька». В их исполнении прозвучали старинные, но для многих зрителей ставшие уже знакомыми, песни «Травушка-муравушка», «Из-под печки вышла кисонька», «Хороша, весела моя». Все дружно им подпевали. Следом выступали дети из коллектива «Забавушка» Дома детско-юношеского творчества г. Сясьстрой. Они сумели вовлечь в хоровод зрителей, научив всех простым движениям: хоровод, звездочка, парочка, змейка, до кучи (при команде «до кучи» в хоровод приглашались зрители и движения повторялись). Как только образовался большой хоровод, в центр его шли танцевать участники, имеющие одинаковый цвет одежды, например, у кого одежда зеленого цвета, затем синего и т.д. Можно сказать, — вся Красная горка при этом пестрела яркими нарядами и румяными лицами.

И снова на сцене петрозаводчане. Но это уже коллектив Фольклорно-этнографического театра музея «Кижи» удивлял зрителей красотой старинных протяжных песен (свадебные «Что по садику, садику», «Накатилась туча темная», «Отлетает мой соколик» и др.) и красивейших танцев: «Утушная», «Ланцы», которые также исполнялись под традиционные песни. Вместе со зрителями они водили не только пудожский хоровод, но также приглашали танцевать и карельские танцы.

Особенно хочется отметить танцевальный коллектив Дома инвалидов для детей с психоневрологическими проблемами из города Волхова. Это молодые девушки и юноши, которые совместно со своим преподавателем подготовили танцевальную композицию в народном стиле. Как же задорно они танцевали! Все кричали им: «Браво!». Следующими на сцену вышли ребята из города Подпорожье — детский ансамбль «Забава». Особенно запомнились в их исполнении частушки – озорные, бойкие.

Из деревни Тервеничи приехал коллектив с красивым названием «Оятские хорошечки». Молодые девушки показали хоровод знакомства, назвав его «Оятский, поцелуйный». И снова зрители стали участниками нового варианта хоровода, который постепенно переместился к настоящим большим качелям. Эти качели являются неотъемлемой частью праздника. На них помещается сразу несколько (иногда до 7-10) человек. В такой день качание считалось особенным — счастливым. Все желающие могли с удовольствием покачаться на таких «счастливых» качелях.

В заключение концертной программы фестиваля выступила фольклорная группа потомственных заонежан «Куделюшка» со свадебной песней, записанной в Ленинградской области «Во горнице, горнице» и танцем «Частого», бытовавшим в Заонежье в начале XX века. С радостью можно отметить, что на сцене этого фестиваля фольклорная группа «Куделюшка» и Фольклорно-этнографический театр музея «Кижи» впервые, и я подчеркиваю это, выступали совместно. Как же красиво смотрелась заонежская кадриль в исполнении двух поколений. Про это выступление одна из участниц фестиваля с восхищением говорила: «Вы — настоящие, как будто приехали из деревни. У вас настоящие и не сценические костюмы — и это потрясающе! Как вы пели! Душа радовалась».

Поездка на фестиваль оставила в нас самые замечательные впечатления: и концерт, и наше выступление, и теплый, радостный прием, и ясная погода — все это создавало праздник души. Кроме того, нам посчастливилось познакомиться с близкими по духу и творчеству людьми. Особенно участникам поездки понравилось восхождение на колокольню, на которой с благословения игумена Антония, настоятеля храма Рождества Христова, каждому смельчаку удалось позвонить в колокола. Ведь еще было время пасхальной недели, и любому желающему дозволялось «трезвонить». В трапезной, после окончания праздника, по просьбе игумена Антония спеть еще что-нибудь, ансамбль «Куделюшка» и ФЭТ исполнили духовные стихи «Старец во пустынюшке спасался», «Не унывай» и протяжную свадебную песню «Во тумане».

Неожиданными и очень приятными для нас оказались слова отца Антония — слова благодарности за высокое мастерство и сохранение именно народной манеры исполнения песен. Действительно, когда звучали наши песни, в трапезной стояла потрясающая тишина, настолько все внимательно и завороженно слушали. Такая тишина иногда намного дороже самых бурных аплодисментов, хотя они буквально взорвали тишину.

Конечно, путешествие не было столь уж легким — туман, долгая дорога, походные условия ночевки. Но, по возвращении домой, несмотря на определенную усталость, у всех присутствовало ощущение возвышенного.

Подводя итоги, хочется отметить, что фестиваль получился зрелищным, здесь были представлены свадебные обряды, песни и танцы, прославляющие национальную культуру. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Это было очевидным. И нам, жителям карельской земли, очень важно, зная свои народные обычаи и традиции, сохранять и передавать их в будущем своим детям и внукам.

Выражаем благодарность хозяевам фестиваля и, в первую очередь, настоятелю храма игумену Антонию (Кузнецову) за теплый прием и хорошую организацию праздника. Особенно хочется поблагодарить руководство музея «Кижи» за предоставленную возможность съездить на фестиваль «Красная горка» в Ленинградскую область вместе с Фольклорно-этнографическим театром.

Надежда РИГОЕВА, специалист по фольклору, руководитель фольклорного коллектива «Куделюшка», при участии членов фольклорного коллектива

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф