Музейные технологии и гостевой туризм Vkontakte@kizhi

Логотип СеверстальВо входной зоне музея-заповеднка «Кижи»Туристы на экскурсионном маршруте по основной экспозиции музея-заповедника «Кижи»Село Великая Губа, ремесленный центр «Заонежская изба»Гостевой дом Ёлупова «Кижская благодать»

В музее-заповеднике «Кижи» начался первый этап реализации проекта, победившего в III открытом грантовом конкурсе благотворительной программы «Музеи Русского Севера» компании «Северсталь» в номинации «Музейный бизнес, социальное предпринимательство и фандрайзинг».

Это уже третья победа музея в конкурсах ОАО «Северсталь». Название последнего проекта — «ProЭтно: музейные технологии в гостевом туризме». Его главная цель — развитие частно-государственного партнерства, поиски путей профессионального и взаимовыгодного взаимодействия государственного музея и представителей частного туристического гостевого бизнеса.

Для работы по данному проекту была выбрана группа представителей малого туристического бизнеса, развивающих гостевые дома близлежащей к острову Кижи территории Медвежьегорского района. В последнее время она начала активно осваиваться: в окрестностях острова Кижи работают не менее 20 официально зарегистрированных гостевых домов, а 7 из них уже поддержали инициативу музея по реализации проекта.

В настоящее время представители малого туристического бизнеса пока слабо взаимодействуют с музеем, но понимают, что живут и зарабатывают во многом благодаря его деятельности на этой территории. Проект ставит задачу создания варианта модели взаимовыгодных отношений с местными предпринимателями.

В результате строительства дороги от Великой Губы до деревни Оятевщина, расположенной в непосредственной близости от острова Кижи появится возможность обеспечить круглогодичную доступность территории для туристов.

Территория Заонежья вокруг острова Кижи имеет огромный потенциал, способный полностью занять туристов на несколько дней: уникальные природные объекты, памятники археологии, деревянной архитектуры, фольклорного наследия. Проблема заключается в том, что по отдельности ни музей, ни местные предприниматели не могут создать спектр услуг, способных мотивировать туристов остаться на несколько дней. Задача музея — предоставлять туристам экскурсионные, культурно-образовательные услуги, предлагать различные интерактивные программы. В задачи музея не входит размещение туристов на своей территории. Частые предприниматели, напротив, в основном занимаются размещением туристов в гостевых домах без предоставления экскурсионных услуг. В ряде гостевых домов предлагаются экскурсии по Заонежью, но информации по историко-культурным, природным достопримечательностям для подготовки маршрутов по этой территории у них крайне мало. Вместе с тем Заонежье — приоритетный объект научно-исследовательской, собирательской, культурно-просветительской деятельности музея «Кижи», накопившего богатые информационные ресурсы.

В ситуации конкуренции с крупным бизнесом частные предприниматели совместно с музеем смогут создать особенные туристические услуги. Наладив сотрудничество с местными предпринимателями, музей может со временем «обрасти» партнёрами — местными владельцами гостевых усадеб, представляющими свою родную культуру, традиции местности и тем самым повысить интерес к взаимодействию с музеем, участию в программах, проектах, мероприятиях на острове.

Для этого нужно решить задачу подготовки и предоставления в гостевые дома информации об объектах природного, историко-культурного наследия, помочь хозяевам гостевых домов разработать новые экскурсионные маршруты и услуги, использовать особенности размещения гостевых домов, традиции данного населённого пункта, родовые предания, наследие семьи. Для музея — это возможность использования научных исследований по археологии, истории, этнографии, фольклору и применения музейных технологий в оформлении, интерпретации культурного наследия. Планируется, что музей поможет реализовать 2–3 предложения гостевых домов: мини-выставки, домашний музей, реконструкция этнографического обряда, экскурсионный маршрут.

В рамках проекта планируется подготовка туристической карты, туристско-информационного буклета, проведение информационной кампании, включая использование музейного сайта. Информационные материалы, выпущенные в рамках проекта, будут доступны гостевым домам Заонежья и всем, кто будет заинтересован в использовании этого опыта.

6 марта 2013

Пресс-служба
e-mail:press@kizhi.karelia.ru
Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф