Смотрите также:

«Русский Север в творчестве архитектора Ю.С. Ушакова. К 90-летию со дня рождения» Все выставки

Кижский архитектурный ансамбль в новом освещении Vkontakte@kizhi

«Выставка доктора архитектуры, художника, путешественника открыла во мне второе дыхание» — так пишет о выставке «Русский Север в творчестве архитектора Ю. С. Ушакова. К 90-летию со дня рождения» ведущий научный сотрудник сектора экспозиционной работы музея-заповедника «Кижи» Виола Анатольевна Гущина.

Обозревая просторы Русского Севера, Юрий Сергеевич воспринял как классический пример месторасположение Кижского погоста, открытого всем просторам озера. Чёткие контуры ансамбля и часовен образуют своеобразную систему створных знаков — ориентиров в опасном для прохождения судов проливе со множеством островов, и помогают быстро находить нужное направление даже в пасмурную погоду.

Умелая архитектурно-пространственная организация местных селений Кижского погоста здесь ничем не нарушена. По словам И. Э. Грабаря: «Поразительно умение, с которым строители-поэты выбирали места для храмов». Ю. С. Ушаков считал, что такая «режиссура» зрительного восприятия помогает «проникнуть в творческую лабораторию народных зодчих».

Особое внимание в книге М. И. Мильчика и Ю. С. Ушакова привлекли меня материалы по Никольскому храму (1706 г.) в Александро-Ошевенском монастыре (IV век). Образ монастыря сохранился в детальных, тщательно исполненных иконографических изображениях с разных точек зрения и в разное время, что является совершенно исключительным явлением для древнерусского зодчества.

Используя натурные, архивные и археолого-конструктивные изыскания, исследователи истории создания церкви Преображения Господня на острове Кижи на протяжении последних лет выявили предположение о первоначальном образе памятника, совпадающем с обустройством Никольского храма Александро-Ошевенского монастыря. Так же, как и Никольский храм, Преображенская церковь вместо обширной трапезной первоначально предположительно была с трёх сторон окружена крытой, с тесовой забиркой галереей. Так же, как и в церкви Преображения Господня, на галерею вели три двувсходных крыльца.

Аналогично наличие крытых переходов на столбах («церковный мост»), ведущих из церкви на колокольню. Стены этих переходов — из тёса, забранного «в косяк», что значительно прояснило нам внешний образ и позволило убедиться в описании, взглянув на иконографическое изображение.

Ограда, известная по гравюре Р. Зотова в 1785 году, также обрела, можно сказать, реальный вид: согласно описанию на иконографическом изображении. Она имела столбовую конструкцию с забиркой из брёвен. По верху ограды шла двускатная тесовая кровля. Таким образом, глухие, архивные, в виде текста описания обросли реальными чертами. Уникальные иконографические сведения IVII века открыли глаза исследователям в наш XXI век.

Выставка, посвящённая творчеству Ю. С. Ушакова, стала памятником её создателю — Юрию Линнику, кончина которого повергла в шоковое состояние почитателей этого легендарного человека. Неслучайно две уникальные личности своевременно обрели друг друга. Книги, рисунки, фотографии дополняют и впервые погружают читателей и зрителей в глубины народного восприятия мира, открывая новые, свежие познания.

Кижские шедевры вновь озарились конкретными деталями:

Постепенно раскрываются тайны кижских сокровищ. И сколько их ещё впереди!

В. А. Гущина, ведущий научный сотрудник сектора экспозиционной работы музея-заповедника «Кижи».

23 мая 2018

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф