Путеводитель по выставке «Символы. Тайное и явное» VkontakteFacebook

ФОНДОВЫЕ СОБРАНИЯ

На выставке представлено более 80 предметов из фондов музея-заповедника «Кижи». Во входной зоне 1 этажа разместилась экспозиция, посвященная древнему периоду. Фотопанно Олега Семененко «Мыс Пере. Вид на Бесов Нос» и «Петроглифы» погружают посетителей в мир древних символов Карелии. В витрине представлены осколки керамики конца V тыс. до н. э., украшенной оттисками рыбьего позвонка. Один сохранившийся древний позвонок можно разглядеть на фрагменте сосуда. Считается, что такой способ декора мог иметь ритуальное значение: он обеспечивал удачу в рыбном промысле. Рыба уже тогда была магическим символом, позже она стала символизировать христианство. Например, первые христиане на шее носили маленьких рыбок из металла, перламутра, стекла вместо нательного крестика. Слово рыба в древнегреческом языке (Ίχθύς) прочитывалось как монограмма «Иисус Христос Божий Сын Спаситель».

Рядом с керамикой находятся валун с желобком и грузила из кварцита, сланца и песчаника конца V – нач. III тыс. до н. э., а также рыболовные крючки XV – XIX вв. Следующая локация переносит нас в XIX – XX вв., в мир рыболовов из карельских и заонежских деревень. В развешенной, словно для просушки, сети с аутентичными поплавками запутались гребешки из Белого моря.

Сеть была привезена из деревни Куйккинаволок что на озере Ведлозеро. Она принадлежала Григорию Топпареву. Последние годы сеть хранилась на чердаке родового дома в Юргилице Пряжинского района. Внук Григория Топпарева, Сергей Минин, передал сеть корреспондентам карельского телевидения, и она неоднократно была задействована в съемках передач на карельском языке, а по прошествии времени сеть оказалась в нашем музее.

В фотозоне разместился старинный сундук и невод длинной в 71 метр. Этот невод также происходит из карельской деревни Вохтозеро Кондопожского района.

В витрине можно увидеть взметнувшуюся стайку рыб – сетевязные иглы первой половины XX века. На 2 этаже главный акцент сделан на теме рыбной ловли и приготовления рыбы. В одной из витрин представлены необходимые для рыбалки предметы: льняной мешочек рубежа XIX – XX вв. для рыболовных принадлежностей из Южной Карелии, сетевязные иглы и стеклянный поплавок, острога и «дорожка» – предшественник спиннинга – XX века, рыбацкий нож в ножнах, изготовленный И.И. Набоковым в 2004 году.

Важным ритуалом для рыболова было чтение заговоров на рыбную ловлю, например, таких, какие представлены в рукописи начала XX века из коллекции крестьян Корниловых. В двух других витринах расположились предметы быта: глиняные и деревянные солонки, шумовка для доставания рыбы из ухи и керамические сковороды рубежа XIX – XX вв. Кроме этнографических экспонатов, здесь представлены и авторские изделия: солонки XX века Н.П. Галушина и И.И. Набокова, рыбацкий набор Н.П. Галушина, статуэтка «Свежий ветер» Ю. В. Пелепенко, модель парусно-гребной лодки В. Д. Тихонова.

В открытых хранилищах коллекций «Керамика», «Фарфор», «Металл», «Археология» и «Дерево» можно увидеть разнообразные предметы, связанные с символикой воды и рыбы. Замыкает экспозицию «Большой Водлозерский корабль», построенный в 2008 году А. В. Титовым. Корабль выставлен для просмотра у входа в хранилище «Дерево» в контексте фотопанно «Мыс Пери Нос» Олега Семененко.

Линейность (путешествие от древности до наших дней) и цикличность композиции (возвращение к древности) создают многомерное прочтение символики воды.

БЕЗ ДНА

На 2 этаже развернулась экспозиция авторских работ в технике эгломизе, выполненных художниками мастерской «Фотоглаз» / Photoglass» Юлии Утышевой, Анны Кондюковой, Оксаны Лазаревой и Татьяны Литовой.

Процесс создания фотопанно похож на волшебство: фотография превращается в уникальный стеклянный или зеркальный арт-объект.

Эгломизе – это декорирование обратной стороны стекла или зеркала гравировкой, золочением, серебрением, окрашиванием. Термин появился в лексиконе антикваров в конце XVIII в. как производное слово от имени парижского рисовальщика и изготовителя рам Жана Батиста Гломи (Jean-Baptiste Glomy). В современном мире техника эгломизе обрела второе рождение и получила широкое распространение, в том числе и в сфере художественной фотографии. В России одним из первых стал использовать зеркала для оформления своих работ всемирно известный фотохудожник Владимир Клавихо-Телепнев. В такой же технике создает иконы и фотокартины признанный художник и реставратор Андрей Бринцев. Подготовка зеркала и создание стеклянной фотокартины – трудоемкий процесс, у каждого художника свои секреты. Юлия Утышева училась фотоэгломизе у Сергея Романова, фотохудожника с мировым именем. Она является автором идеи создания мастерской и делится с коллегами тонкостями ремесла и тайнами творчества. Это новое направление творчества в Карелии.

Первая в Петрозаводске выставка художественной фотографии на старых зеркалах состоялась в начале 2020 г. в медиацентре «Vыход» в рамках проекта «Креативный город: развитие творческих индустрий Петрозаводска» (при поддержке Фонда президентских грантов).

На нашей выставке представлены следующие работы мастеров:
  1. Утышева Ю. В. Поморские деликатесы.
  2. Утышева Ю. В. «В третий раз закинул он невод...».
  3. Кондюкова А. В. Кер-Палык. Из серии «Север. Мифы»
  4. Кондюкова А. В. Рождение души. Из серии «Север. Мифы»
  5. Кондюкова А. В. Из серии «Север. Мифы».
  6. Лазарева О. В. Когда небо станет водой.
  7. Лазарева О. В. Плыть по облакам.
  8. Лазарева О. В. Кубышкино поле.
  9. Литова Т. А. Сны о море в рыбной лавке. 1.
  10. Литова Т. А. Сны о море в рыбной лавке. 2.
  11. Литова Т. А. «Великие рыбы и всякие бездны».

Девять из одиннадцати представленных работ созданы специально для нашего проекта.

ВАТЕРЛИНИЯ

На 1 этаже представлены фотомарины Татьяны Литовой «Ватерлиния». Эта серия водных пейзажей символически отражает мощь и таинственность водной стихии. Образ ватерлинии здесь и символ границы, в том числе и границы нашего восприятия мира. Сюрреалистические по стилистике фотографии выполнены при помощи творческих приёмов съёмки, без цифрового коллажирования и серьёзных манипуляций в графических редакторах. «Ватерлиния» стала одновременно началом и концом выставки «Символы. Тайное и явное», построенной по принципу кольцевой композиции.

Все возвращается на круги своя. И лишь выход за пределы круга переносит в иллюзорно-сюрреалистическое пространство, наполненное таинственной символикой смыслов близких и понятных каждому реалий.

Творческий коллектив:
Подробнее об авторах выставки и ее создателях:

группа ВК музея Кижи и музейного фондохранилища
группа ВК и Инстаграм мастерской Фотоглаз.

21 октября 2020

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф