Танец восстановлен на основе экспедиционных записей, выполненных сотрудниками музея-заповедника «Кижи» и ИЯЛИ КарНЦ РАН в окрестностях о. Кижи и с. Великая Губа Медвежьегорского района в 1990-е гг.
Кадриль исполняется любым четным количеством пар, стоящих в две линии на расстоянии четырех-пяти шагов. 1-4 и 6 фигуры выполняются со стоящими на противоположной стороне парами, 5 фигура – общая.
Шаг танца – простой, «вприколотку» (с пристукиванием каблуками).
Поворот – парень с девушкой стоят лицом друг к другу, правая рука кавалера на талии девушки, ее левая рука – на его плече, свободные руки соединены. Простым шагом они выполняют кружение по ч.с. и против ч.с. (спиной), завершают поворот, подняв соединенные руки и пропустив девушку через образовавшиеся ворота.
Пары каждой линии стоят лицом к противоположной паре другой линии. Барышни стоят справа от своих кавалеров (рис. 1).
Фигура исполняется под песню «Не стучит, не гремит».
Пары идут на противоположные места. При встрече они проходят сквозь друг друга, барышни при этом сходятся левыми плечами. На чужих местах девушка разворачивается, а парень обходит ее. (рис. 2а) Движение повторяется в обратную сторону. На своих местах пары выполняют поворот.
Барышни подходят к стоящим напротив кавалерам, парень берет барышню левой рукой за левую руку, правой – за талию, у девушки правая рука свободно опущена. Они делают пол оборота на месте против ч.с.; подняв левые руки вверх, парень пропускает барышню в образовавшиеся воротца и отправляет к своему кавалеру (рис. 2б). Элемент повторяется со своими партнерами.
Пары снова танцуют первую часть фигуры, завершая поворотом.
Фигура исполняется под песню «Ах вы, сени, мои сени».
Кавалеры двигаются навстречу друг другу, встречаются в центре левыми плечами. Отступают два шага, делая оборот вокруг себя против ч.с., уходят к чужим барышням, проходя мимо друг друга правыми плечами (рис.3) Далее выполняют поворот с чужими девушками.
Элемент повторяется, парни возвращаются к своим барышням.
Фигура исполняется под песню «А Николы показался долгий день».
Кавалеры двигаются навстречу друг другу, встречаются в центре левыми плечами. Отступают два шага, делая оборот вокруг себя против ч.с., захватываются правыми руками, согнутыми в локтях. Выполняют кружение по ч.с. под правые руки и против ч.с. – под левые (рис. 4). Возвращаются к своим барышням, с которыми выполняют поворот.
Затем элемент повторяют девушки, возвращаясь к своим кавалерам. Пары выполняют поворот на своих местах.
Фигура исполняется под песню «Шла я полюшком широким».
Кавалер одной пары отправляет свою девушку на противоположное место. Одновременно, стоящая напротив пара подходит к кавалеру: парень держит левую руку барышни в своей левой руке, правую – на ее талии, правая рука девушки свободно опущена. Отступив два шага, они делают 1,5 оборота против ч.с., останавливаются лицом к своему месту. Подняв соединенные левые руки вверх, образуют ворота, в которые проходит девушка из другой пары, возвращаясь к своему партнеру. Пара возвращается на свое место (рис.5). Все выполняют поворот.
Затем элемент повторяется, но выходит другая пара. Фигура завершается поворотом.
Фигура исполняется под песню «Кругом, кругом завилася во саду дорожка».
Пары, стоящие в одной линии, берутся за руки и шеренгой подходят к противоположно стоящим парам, отходят на свое место (рис.6а). Затем наступает другая шеренга.
Все участники соединяют руки, образуя круг, который движется против ч.с., затем по ч.с. (рис.6б).
Барышни делают шаг вперед, подают друг другу руки и образуют внутренний круг, парни, взявшись за руки, – внешний. Круг девушек движется по часовой стрелке, парней – против ч.с., затем меняют направление (рис.6в).
Когда окажутся в положении «своя девушка перед своим парнем», парни перекидывают руки через голову девушек (не расцепляя), девушка должна оказаться справа от своего кавалера. Образовавшаяся «корзинка» движется против ч.с. и по ч.с. (рис.6г).
Парень берет левую руку девушки в свою левую руку, правую кладет на ее талию. Пары двигаются по кругу против ч.с., разворачиваются, провернув девушку под рукой, и двигаются в обратном направлении до своих мест. (рис.6д).
Оказавшись на своих местах, пары выполняют элемент из первой фигуры (рис.2а), завершая фигуру поворотом в парах.
Фигура исполняется под песню «Вей-ка, вей-ка, ветерочек»
Дважды выполняется элемент из первой фигуры кадрили, но на краях девушки обходят кавалеров (рис.7). Фигура заканчивается поворотом в парах.
(Каждая строчка, кроме первой, повторяется)
Не стучит, не гремит, да с шумом дождик идёт,
Сумлеваласе девица, кто до дому доведёт.
Откуль взялся казак (да) во зелёном саду:
- Иди, гуляй, черноброва, я до дому доведу.
- Не веди-ка меня, (да) не прошу я тебя,
Я лихого отца дочь, будет бить он меня,
Будет бить, колотить, приговаривати.
Я на место отцу отговаривать хочу:
- Вы не бейте меня, (да) не ругайте меня,
Ежель я вам надоела — замуж выдайте меня,
Не за старенького, за молоденького,
Чтобы я была молодка молоденькая,
Ростом ровненькая, постановненькая.
Ах, вы сени, мои сени, сени новые мои,
Сени новые кленовыя решётчатые. (2 р.)
Никому по этым сенечкам не хаживати, (2 р.)
Мне-ка милого за ручку не важивати. (2 р.)
Пойду, выйду, молода, на красно крылечко.
Выходила, молода, на красно крылечко,
Говорила, молода, ласково словечко.
(Каждая строчка, кроме первой, повторяется)
А Николы показался долгий день, (да)
Молотила моя парочка весь день, (да)
Мoлотила, долго веяла, (да)
Целый день дружка не видела, (да)
Дружка вижу, я на радостях хожу, (да)
А не вижу, во постелюшке лежу, (да)
Обходила поля все, поля все, да
Рассказала горе всё, горе всё,(да)
Середи поля расплакаласи, (да)
Своему дружку разжалиласи, (да)
Своему дружку Иванушку, (да)
Уж ты, Аннушка, любушка моя, (да)
Иссушила, сокрушила ты меня, (да)
И повывела румянец из лица.
(Каждая строчка, кроме первой, повторяется)
Шла я полюшком широким, диву дивовалася,
Милый пашенку пахал, а я любовалася.
А в лесу его полянка, в сохе каренький конёк,
Ровно борозды гоняет чернобровый паренёк,
На ём холщовая рубашка, подпоясан ремешок,
Его русые кудёрки развевает ветерок.
Под кусточком я стояла, милым любовалася,
Подойти к няму хотела, сама не решалася.
Вот закончил милый пашенку, домой запоезжал,
Оглянулся на кусточек, меня, младу, увидал:
- Ты давно ли, Дуня-радость, под кусток сюда пришла?
(Каждая строчка, кроме первой, повторяется)
Кругом, кругом завилася во саду дорожка,
Интересно поглядеть да сидя у окошка.
И с кувшином за водой девица выходила,
И с улыбочкой такой да речи говорила.
Ваня Мане на ответ: «Да будь моя невеста,
Сплю и вижу вас в сне да в розовом капоте,
Ваше белоя лицо да облито духамы,
Ваша русая коса да убрана цветамы,
На руке у вас кольцо я вижу не простое,
Не простое золотое тоненько колечко.
Хоть спросите, не скажу, о ком болит сердечко».
- Ваня, Ваня, дорогой, да много ли ты ценишь,
Я люблю тебя душою, а ты мне не веришь.
- Верю, верю, дорогая, верю, сожалею,
Как из Питера приеду — свадебку затею.
(Каждая строчка, кроме первой, повторяется)
Вей-ка, вей-ка, ветерочек, на наш теремочек,
Как на этот теремочек выпала пароша.
Как по этоей пороше шёл Ваня хороший,
Закатилась два каточка с белого снежочку.
Он катает и бросает в Танину стеночку.
Вызывает он Танюшу во навые сени:
- Выйди, Таня, выйди, свет да, выйди на крылечко.