Музей-заповедник «Кижи»: когда положение обязывает Vkontakte@kizhi

Е.Аверьянова, засл. работник культуры Российской Федерации и Республики КарелияДекабрь 2012 г. Эксперты ЮНЕСКО-ИКОМОС инспектируют ход реставрационных работ на Преображенской церквиУникальный для мировой реставрационной практики Плотницкий центр на острове Кижи — предмет особой гордости музейного коллектива и основная производственная база для выполнения полного комплекса работ по сохранению и восстановлению памятников деревянного зодчестваУникальный для мировой реставрационной практики Плотницкий центр на острове Кижи — предмет особой гордости музейного коллектива и основная производственная база для выполнения полного комплекса работ по сохранению и восстановлению памятников деревянного зодчестваУникальный для мировой реставрационной практики Плотницкий центр на острове Кижи — предмет особой гордости музейного коллектива и основная производственная база для выполнения полного комплекса работ по сохранению и восстановлению памятников деревянного зодчестваРеставрируемое здание Преображенской церкви Кижского погоста в сентябре 2012 г.Наряду с церковью Преображения Господня, музей-заповедник «Кижи» обеспечивает сохранение еще 80-ти памятников национальной деревянной архитектурыНаряду с церковью Преображения Господня, музей-заповедник «Кижи» обеспечивает сохранение еще 80-ти памятников национальной деревянной архитектурыНаряду с церковью Преображения Господня, музей-заповедник «Кижи» обеспечивает сохранение еще 80-ти памятников национальной деревянной архитектурыНаряду с церковью Преображения Господня, музей-заповедник «Кижи» обеспечивает сохранение еще 80-ти памятников национальной деревянной архитектурыН.Попов, засл. работник культуры Российской ФедерацииГосударственный музей-заповедник «Кижи» по праву признается одним из ведущих центров изучения народной культуры Русского СевераГосударственный музей-заповедник «Кижи» по праву признается одним из ведущих центров изучения народной культуры Русского Севера

На одной из первых строк в рейтинге туристической привлекательности достопримечательных мест Русского Севера заслуженно располагается остров Кижи. Это убедительно подтверждает и статистика посещений находящегося там историко–архитектурного и этнографического музея–заповедника. С момента основания в нем успели побывать более 6 млн. наших соотечественников и зарубежных гостей. Интересно также, что начиная с 2006 г. наблюдается особый всплеск познавательного интереса к представленным в Кижах ценностям и древностям. За этот период количество посещений комплексной экспозиции уверенно приблизилось к миллионному показателю!), и, между тем, половина из них пришлась на иностранцев. Неудивительно, что по итогам конкурса, проводившегося в рамках международного фестиваля «Интермузей-2011», это Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение Культуры удостоено Гран–при и признано «Лучшим музеем года России».

Присуждение столь высокого «титула» совпало с 45–летием музея–заповедника, став для него одним из наиболее весомых юбилейных подарков. Да и в целом такая оценка трудов коллектива по сохранению, исследованию и популяризации уникального историко–культурного наследия явилась вполне обоснованной. В сотнях километров от обеих столиц на периферии самых «наезженных» туристических маршрутов сегодня функционирует полноценный музей XXI века, в равной мере приверженный своим особым традициям и отвечающий всем критериям современного научно–исследовательского и просветительского комплекса.

Безусловно, статус присутствия знаменитого Кижского погоста в Списке Всемирного культурного и природного наследия, лишь способствует росту популярности острова. В то же время, это налагает предельно высокую ответственность на каждого, кто причастен к процессу изучения и представления нашим современникам здешних произведений народного искусства, а также их сохранения для потомков. Положение, что называется, обязывает. Оттого труд музейщиков и реставраторов приобретает черты подвижнического, а путь к признанию его результатов чаще всего оказывается преисполнен «терниями» в виде множества естественных и искусственно чинимых препятствий.

Далеко не все, к примеру, продвигалось гладко с уникальным проектом восстановления исторического облика Преображенской церкви, специфике которого была посвящена не одна публикация на страницах «АРДИС». Как бы то ни было, но памятник, входящий в ансамбль Погоста и выполняющий функцию его смысловой и архитектурной доминанты, сумел‑таки дождаться реставрации, и та сейчас идет полным ходом. Более того, сам ее принцип, технологические и организационные подходы к работам, которые осуществляются на объекте последние восемь лет, заслужили исключительно позитивные отзывы у инспекторов из специальной комиссии ЮНЕСКО–ИКОМОС. Рекомендация «продолжать дальше» в таком же духе, прозвучавшая из уст всемирно признанных экспертов в области ох–раны объектов культурного наследия, придала оптимизма и уверенности как идеологам, так и непосредственным участникам реализации проекта. Добавим, что оценка положения дел с этой реставрацией в значительной степени повлияла на решение наградить директора музея Ельви Валентиновну Аверьянову Почетным дипломом и Медалью ЮНЕСКО за большой личный вклад в сотрудничество нашей страны с этой организацией.

Е. Аверьянова, засл. работник культуры Рос­сийской Федерации и Республики Карелия:

— С островом Кижи моя жизнь связана уже более четверти века, из них пятнадцать лет отданы непосредственно музею. Все это время необходимость реставрации церкви Преображения Господня ни у кого не вызывала сомнений. Беда в том, что на первых порах все вопросы во властных структурах и научных кругах рассматривались исключительно в формате дискуссий, а ответственности за конкретное решение никто на себя не брал. В обилии различных проектных концепций, которые тогда выдвигались, было непросто разобраться даже самому искушенному специалисту. Хотя, даже будучи сама гуманитарием и имея о практических сторонах реставрационного дела лишь общее представление, я была против того, чтобы раскатать памятник, как предлагали некоторые горячие головы. А ведь церковь — это 37 метров высоты, 600 тонн общего веса конструкций и в общей сложности около 3 тысяч бревен. Вот и представьте: раскатали бы мы церковь «в чистом поле», и что? Потом никому бы в жизни ее не удалось собрать…

Чтобы подступиться к реставрации такой сложности, нужно было начать с поиска компетентных специалистов, организации подобающей технологической инфраструктуры и создания еще целого набора необходимых условий, включая финансирование. Надо учесть, что музей на тот момент имел республиканское, а не федеральное подчинение, жил крайне бедно. Мой предшественник на директорском посту Михаил Васильевич Лопаткин сумел уговорить Николая Леонидовича Попова, который жил в Сортавале, переехать Петрозаводск и пойти своим замом по реставрации недвижимых памятников и объектов Кижского погоста. Такие умные, серьезные и ответственные люди, да еще и профессионалы с большой буквы сегодня редки, к сожалению, а жаль. Ведь во многом благодаря именно Попову удалось настоять на необходимости создания производственного комплекса для Плотницкого центра. К тому времени музей–заповедник уже считался учреждением культуры федерального уровня, отчего «пробивать» целый ряд вопросов стало гораздо легче. Однако у строительства данного комплекса нашлось достаточно противников, отчасти поэтому убедить власти в его необходимости оказалось совсем непростым делом. Тем не менее, задачу эту решить удалось, и теперь даже представители Юнеско, приезжая к нам, признаются, что подобной схемы организации реставрационного процесса по месту производства работ они нигде в мире не встречали. Уникальность этого объекта состоит, главным образом, в том, что там все продумано и устроено специально под Преображенскую церковь. То есть мастера–реставраторы нашего Плотницкого центра располагают всем необходимым для подлинно научной, последовательной и бережной реставрации столь сложного памятника.

Признаться, та не самая здоровая обстановка, которая создавалась недобросовестными оппонентами проекта вокруг реставрации Преображенской церкви, вносила определенную нервозность. Правда, каждый из непосредственно задействованных в этом важном деле старался не отвлекаться на досужие споры, а просто качественно и профессионально выполнял свою работу. Если вспомнить, то еще на рубеже 1980–90–х гг., когда церковь были вынуждены подвесить на каркас, критиков такого решения обнаружилось, хоть отбавляй. Теперь ясно, вряд ли она сумела бы достоять до наших дней, не сумей музей вместе с авторами того проекта добиться его воплощения. На нынешнем этапе поддерживающим нас фактором стали тесные контакты с комитетом Всемирного наследия. Так в ходе первого и двух прошлогодних посещений острова Кижи миссиями «Реагирующего мониторинга ЮНЕСКО–ИКОМОС» был выработан ряд предложений и рекомендаций, которые были использованы в работе. Российские и зарубежные наблюдатели высоко оценивают инновационный способ реставрации церкви с использованием лифтинга при традиционном методе переборки. В настоящее время все идет своим чередом по намеченному пути, проводится колоссальная работа.

Добрых слов в свой адрес, наряду с разработчиками и участниками проекта заслуживают и те, кто нас активно поддержал. В частности, музей–заповедник всегда останется благодарен реставратору памятников деревянного зодчества, кандидату архитектуры Т. И. Вахрамеевой. Знаю ее много лет не только как искушенного в теме специалиста, но и как глубоко порядочного человека. В спорных вопросах, когда, казалось, можно было остаться в стороне, Татьяна Ивановна всегда профессионально и четко расставляла акценты, называла черное и белое своими именами, как бы трудно ей самой потом не приходилось. Вот и теперь нам было особенно важно мнение этого ученого и практика в отношении избранного варианта реставрации церкви. Хотелось бы также отметить коллективы нашего Плотницкого центра, которым руководит А. Л. Ковальчук, и ООО «АРЦ «Заонежье», его возглавляет В. А. Скопин. Оба молодых директора и многие их подчиненные учились в Петрозаводском госуниверситете у академика архитектуры Вячеслава Петровича Орфинского. С течением лет тонкости плотницкого мастерства они постигали постепенно, участвуя в сохранении и возрождении немалого числа памятников деревянной архитектуры Карелии.

Перспективы развития музея в первую очередь связаны с Планом мероприятий по сохранению ансамбля Кижского погоста и развитию инфраструктуры. Такой документ был утвержден Правительством РФ еще в ноябре 2008 г., послужив отправной точкой для регулярного финансирования всех основных реставрационных и строительных проектов в Кижах. Тогда же в активную фазу вступили работы на главном памятнике музея–заповедника — церкви Преображения Господня. Долгое время, а особенно после 1980–го года, когда храм закрыли для посещений, шли поиски оптимального варианта его спасения, а предстоящая реставрация признанного шедевра русской и мировой архитектуры стала не просто ведущей темой в искусствоведческих и инженерных изысканиях специалистов, а также постоянной заботой музейного руководства, но и их общей болью.

Ощутимая господдержка, плюс авторитетные свидетельства международных экспертов в пользу избранной стратегии и тактики восстановления Преображенской церкви сыграли решающую роль в ускорении процесса. Сегодня институтом экономики Карельского научного центра РАН ведется разработка Плана управления Объектом Всемирного наследия. В скором времени этот уникальный по своей сути документ также будет представлен на рассмотрение экспертов ЮНЕСКО–ИКОМОС.

В иллюстрированных отчетах ФГБУК «Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник «Кижи» за периоды 2007–11 и 2012 гг. содержатся конкретные позиции, отражающие результаты в прямом смысле колоссальной работы, проделанной здесь. Цитируем эти материалы выборочно:

Концептуально I этап реставрации заканчивается с возвращением отреставрированного 7–го технологического пояса на свое историческое место и установкой на крепкий реконструированный фундамент. Уточненная новая геометрия отреставрированного подкле–та отличается от деформированного состояния вышележащего и остальных поясов памятника. Исправление деформации остального объема памятника путем полной поэлементной переборки сруба, реставрация от подклета до главного центрального креста, а также укрепление слабых мест срубной конструкции становятся основными работами очередного этапа работ на Преображенской церкви. В 2012 г. параллельно с завершением предыдущего он уже фактически начат и включил в себя разборку, реставрацию и восстановление на месте 6–го технологического реставрационного пояса, а также разборку 5–го.

Н. Попов, засл. работник культуры Россий­ской Федерации:

— Седьмой реставрационный пояс, работы с которым мы на сегодняшний день успешно завершили, является не только самым нижним, но, кстати, самым большим и трудным. Уже в июне его перевезли на место и поставили под церковью, смонтировав в общей сложности порядка 360 бревен. Если говорить о фундаменте, то в этом году началось и процентов на пятьдесят завершено возвращение исторического облика его наземной части. До этого на протяжении почти двух реставрационных сезонов велись работы в грунтовом слое, где ничего от прежних конструкций практически не оставалось. В конце октября закончили с укрытием памятника на зиму и сосредоточили основные работы в цехах, где фактически начато «лечение» следующего 6–го пояса. Думаю, к маю его сделаем и повезем на погост для монтажа.

Инновация принципиально возможна в любом деле, а в реставрации памятников деревянного зодчества она совершенно необходима. Честно говоря, наука в этой области несколько отстает от требований практики, а в результате наши коллеги чуть ли не повсеместно вынуждены полагаться на дедовские методы. Нам же понадобилось применить много новшеств, и, слава Богу, они работают. Быть первопроходцем – дело сложное. Труднее всего приходится, когда мешают исподтишка, всеми правдами и неправдами пытаясь затормозить всякое благое начинание, если оно хоть в чем‑то не согласуется со стереотипами. Речь даже не о набившей всем оскомину теме лифтинга. Нюансов много: нашим плотникам, например, приходится работать и со старым, и подчас с новым деревом, поскольку некоторые элементы исторической конструкции из‑за абсолютной эксплуатационной непригодности остается только списывать, конечно, с сожалением. В лучшем случае они могут пригодиться на «запчасти» для каких‑то протезных вставок или вычинок. А так, берется новое бревно и ставится вместо прежнего, здесь тоже пригождаются некоторые современные методы, позволяющие визуально нивелировать такого рода замены. И это тоже часть искусства реставрации в нашем случае.

Вместе с тем, бывает приятно, когда с твоим видением проблемы соглашаются действительно сведущие специалисты в сфере реставрации памятников деревянного зодчества. В конце прошлого года по инициативе нашего музея на остров Кижи был предпринят визит экспертов ИКОМОС Э. Паутера из Канады и А. Хоугена из Норвегии. Кроме них, в этой инспекционной поездке участвовали члены Наблюдательного совета, организованного при Минкультуры РФ в составе М. Коляды (Санкт–Петербург), В. Попова (Великий Новгород), В. Орфинского и Т. Вахрамеевой (Петрозаводск), В. Дренина (Архангельск), А. Попова (Вологда). Гости проверили качество исполнения работ по реставрации, контрольной сборке и контрольному обжатию нижнего реставрационного пояса сруба Преображенской церкви. На самом Погосте эксперты получили развернутую информацию об устройстве подземной части фундамента. Запроектирован и устроен он у нас таким образом, чтобы избежать последующего крена постройки от вертикали, который на сегодняшний день составляет 1 метр. Экспертам представили и экспериментальный участок поверхности фундамента, где была временно, а потому насухо восстановлена надземная часть исторической каменной кладки. Наши коллеги также смогли воочию познакомиться с натурной имитацией нагрузки от вышележащего сруба, так называемое «контрольное обжатие», которого еще никто в мире не предпринимал. Все увиденное произвело на инспекцию положительное впечатление, а ее установка «работы на Преображенской церкви ни при каких обстоятельствах прекращать нельзя» была принята как руководство к действию.

У нас сложилась классная команда – человек тридцать в общей сложности, да каких! Порой кажется, что они со всеми, даже самыми сложнейшими задачами могут справиться и без меня. Возьмем, к примеру, численно небольшую, но очень профессиональную петербургскую компанию «Алекон», которая работает с нами уже восемь лет кряду, и за этот долгий срок ни разу не подвела. Так же серьезно относятся к делу обе карельские фирмы – «Заонежье»

и «Плотницкий центр». А проектировщики? Без питерских творческих коллективов из ПКФ «Стройреконструкция» и института «Спецпроек–треставрация», которыми на объекте руководят соответственно Кирилл Иосифович Раша и Владимир Степанович Рахманов все это дело вряд ли когда‑нибудь могло сдвинуться с «мертвой точки».

Преображенская церковь для музея–заповедника – не просто «один из» расположенных на острове исторических памятников архитектуры. Она издавна служит своего рода символом места, став за последние годы еще и основной точкой приложения сил работающих здесь реставраторов. Отсюда столько внимания к этому особому объекту. Вместе с тем, в Кижах никогда не утверждали: «Преображенская церковь – это наше все», что вполне естественно: задачу сохранения восьмидесяти остальных памятников архитектурной коллекции с музейщиков никто не снимал. Кстати, только за пять минувших лет плановые реставрационные ремонты были проведены почти на половине из них.

Наряду с этим, у ФКБУК «Кижи» не так давно появилось новое фондохранилище, оборудованное по последнему слову техники. Под эти цели было приспособлено отреставрированное здание бывших ремесленных мастерских в историческом центре карельской столицы. В результате удалось снять проблему систематизированного и надежного содержания богатейших фондовых коллекций, которые насчитывают более 47 тыс. единиц хранения, собранных за четыре с половиной десятилетия. Задача решена крайне важная, учитывая, что кижский музей остается одним из ведущих центров изучения народной культуры Русского Севера, а в последние годы заметно активизировал и без того традиционно сильные стороны своей деятельности: научно–исследовательскую, фондовую, экспозиционную и культурно–образовательную.

Андрей Ильин

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф