Надежная опора Vkontakte@kizhi

Здание Преображенской церкви на о.Кижи в процессе комплексной реставрации. Лето 2012 г.Алексей Алексеевич КочкинМатериалы из архива музея-заповедника «Кижи» к проекту устройства металлического каркаса Преображенской церкви. 1980-е гг.Николай ПоповКаркас на 5 ярусе Преображенской церквиМеталлокаркас и ситема лифтинга 7 и 6 ярусов Александр Куусела

Почти тридцать лет исторические деревянные конструкции Преображенской церкви в Кижах поддерживаются металлическим каркасом. Все это время он отлично выполнял возложенные на него функции. Тем не менее, целесообразность такого технологического решения до сих пор продолжает вызывать споры. Категоричные высказывания на этот счет время от времени появляются в прессе, звучат в выступлениях на различных конференциях и совещаниях. Вот только ни одно из них не подкрепляется необходимыми инженерными расчетами и выкладками, базируясь, главным образом, на досужих домыслах. Чтобы внести ясность в эту тему и положить конец разного рода инсинуациям, предлагаем познакомиться с историей создания данного металлокаркаса, его ролью в сохранении и реставрации Преображенской церкви – памятника деревянной архитектуры, находящегося в составе Кижского погоста под эгидой ЮНЕСКО.

В научном архиве музея–заповедника содержится множество документов, хранящих информацию о том, что из себя представляют металлические разгрузочные конструкции каркаса, кем он создавался в теории и на практике: проекты, чертежи, сметы.

Предыстория металлокаркаса берет начало в 1968 году, когда здание Преображенской церкви было признано аварийным, вследствие чего потребовалось принимать меры для его сохранения. В следующем году к решению проблемы укрепления церкви были привлечены ведущие научно–исследовательские и проектные организации страны, среди которых были Ленинградский инженерно–строительный институт (ЛИСИ), Московский архитектурный институт (МАРХИ), а также столичные НИИ и организации: «Спецпроектреставрация», «Союзспецавто–матика», «Спецпроммонтаж».

Целое десятилетие понадобилось ученым и практикам, чтобы среди множества предложенных проектов определить наиболее оптимальный. Время подтвердило правильность этого выбора. Генеральным проектировщиком по разработке проекта инженерного укрепления сруба Преображенской церкви был утвержден московский институт «Спецпроектреставрация».

В феврале 1979 г. вновь фиксируется аварийное состояние отдельных конструкций. В связи с этим согласно Распоряжению Совета Министров КАССР от 6 августа 1980 г. Преображенскую церковь закрывают на период проведения первоначальных противоаварийных работ. С сентября начинается подготовка к их организации на основе проектной документации, разработанной специалистами треста «Спецпроектре–ставрация» Н. И. Смирновым, Б. П. Зайцевым и Г. Н. Мурашовой.

В 1981 г. их «Комплексный проект инженерного укрепления и архитектурной реставрации Преображенской церкви» с одобрением воспринял арх. А. В. Ополовников. Решение предусматривало полную переборку сруба с помощью внутренних стальных разгрузочных конструкций и сохранением силуэта памятника в процессе реставрации. В своей «Рецензии на проект реставрации Преображенской церкви в Кижах» Александр Викторович пишет: «…остроумная идея подвески памятника на внутренней мачте и создание специальных лесов, жёстко фиксирующих любую его часть при возможности изъятия другой, – представляется на редкость удачной и правильной… если бы в действительности она была бы осуществлена именно так, как предлагают ее авторы, то можно быть уверенным, что Преображенская церковь получит «вторую жизнь», будет спасена. Преимущества этого метода неоспоримы». Архитектор отмечает, что самый действенный и эффективный метод полной разборки памятника исключительно трудоемок и содержит массу дополнительных сложностей, связанных с хранением разобранных частей, всегда «чреват непредвиденными случайностями».

В феврале 1981 г. начались работы по про–тивоаварийным мероприятиям: устройство контрфорсов, монтаж панелей жесткости, разборка клиросов, полов и устройство фундаментов под металлоконструкции. Установкой металлокаркаса занималось Петрозаводское СМУ треста «Союзпромбуммонтаж».

***

Чтобы рассказ был более полным, помимо документов обратимся к свидетельствам очевидца. Вспоминает Алексей Алексеевич Кочкин, непосредственный участник событий, бывший в ту пору заместителем начальника производственного отдела:

– Работы шли с 1981 года. Начальником нашего СМУ тогда был Георгий Владимирович Карпов. Проектные чертежи КМ (конструкций металлических) делала «Спецпроектреставрация», а мы разработали КМД (конструкции металлических деталей). Я обратился в Москву, в головной институт «Гипрохиммонтаж», где порекомендовали работать с минчанами – они хорошо это делают; приехал оттуда молодой деятельный конструктор с интересной фамилией – Блюдой.

Мы с ним слетали на вертолете на Кижи, тот посмотрел, взялся, быстро сделал чертежи, и проект производства работ они тоже выполнили. Я попросил заложить минимум механизмов, в первую очередь потому, что это остров, и доставка оборудования – дело непростое. Обошлись ручными лебедками и всякими мелкими приспособлениями, которые делались прямо на месте.

Изготавливали конструкции в Петрозаводске, на промышленной базе треста «Союзпром–буммонтаж» на Шуйском шоссе, 9. Николай Филиппов, начальник нашей промбазы, лично контролировал процесс изготовления элементов каркаса. Все конструкции трубчатые, трубы не простые, а артезианские – толщина стенки 15 мм. Для сравнения: у труб такого же диаметра, которые используются на ЦБК, толщина стенки от 4 до 6 мм. Трубы не катаные, а цельнотянутые. Металл – высококачественная сталь марки С20 – из нее делают болты, гайки и различные конструкционные детали, а в данном случае – выполнен весь каркас: полностью его силовая решетка. Изготавливал такие трубы единственный на весь Советский Союз завод в городе Рустави, в Грузии. Переходные детали мы заказывали в Череповце из листовой стали СП5. Подготовительные работы проходили в течение зимы, чтобы с открытием навигации завести все на остров Кижи.

В итоге набралось 101 тонна основных и около тонны вспомогательных металлических деталей, предназначенных для выравнивания опорной плоскости фундамента каркаса, которая, как показала проведенная нами приемка, была необходима. Трудности заключались в том, что на остров просто так не попасть. Все конструкции перевезли на небольшом судне «МРБ». Я командовал погрузкой и разгрузкой, проектировал приспособления. Много разного приходилось делать. Например, смету на монтажные работы составлял я, удалось отстоять стоимость в 570 руб. за тонну, и это правильно. Окажись цена ниже, мы работали бы в убыток. Сметной литературы, утвержденной Госстроем, было довольно много. Всего смета составила 60 тыс. – это немного. Утверждали ее в Москве, туда же приходилось ездить «выбивать» деньги, поскольку с финансированием было проблематично.

Монтаж начался следующим летом. С учетом подготовительного этапа процесс занял полтора года, и в середине 1983–го каркас был закончен. Сам по себе он сложности не представлял, но все работы выполнялись вручную бригадой из пяти человек. Руководил ею Виктор Дравант, его уже нет в живых, – самостоятельный, вдумчивый, инженера не надо за ним ставить, сам справлялся. Хорошо, что здесь трудились такие специалисты. Да, кстати, наши с ним каски, подписанные «Дравант» и «Кочкин», были переданы в музей «Кижи». Может, где‑то и хранятся?

Часть П–образных конструкций собиралась внизу, а потом лебедками поднималась на свое место и крепилась там – это ускоряло процесс монтажа. Дело для ручной работы шло быстро, но при этом качественно. Конструкции металло–каркаса повторяют конфигурацию внутреннего пространства церкви. В его верхней части, которая за счет отклонения сруба от вертикальной оси не могла быть установлена, как было задумано первоначально автором проекта Смирновым, были сделаны перерасчеты. На их основании мы с помощью распорок и крепежа сумели вписать каркас в сруб. Церковь стоит крепко, а ведь ее общий вес порядка 672 т, причем он постоянно колеблется в зависимости от влажности древесины.

Подобного металлокаркаса для фиксации такой огромной деревянной конструкции до нас не было – до сих пор это единственный такого рода проект реставрации в мире. Но главный судья в таком деле – время. И прошедшие с тех пор три десятка лет показали, что мы все сделали правильно: церковь устояла благодаря каркасу. Очень качественный материал, все качественно смонтировано. То, что некоторые «специалисты» сегодня заявляют, что «этот каркас нельзя снять», – это смешно! После завершения реставрации сруба церкви его можно разбирать и снимать хоть снизу, хоть сверху – он весь на болтах. Я рад, что у нас все получилось.

***
Вслед за этим были разработаны рекомендации по эксплуатации Преображенской церкви с учетом установленного каркаса в целях обеспечения максимально возможной сохранности подлинных архитектурно–конструктивных элементов памятника. Значительную часть вертикальных и горизонтальных нагрузок каркас принял на себя. В дополнение была смонтирована система причерченных сжимов, соединенных с ним гибкими и жесткими связями, позволяющих зафиксировать сруб и увеличить его собственную несущую способность и пространственную жесткость.

Металлокаркас монтировался как временное сооружение для обеспечения процесса реставрации храма. Однако судьба его сложилась несколько иначе: процесс реставрации был приостановлен на неопределенный срок, и данной конструкции выпала роль сохранять сруб храма в неприкосновенности на долгие годы. С этой задачей и сама она, и ее создатели справились на отличную оценку. Сегодня работа по реставрации Преображенской церкви идет полным ходом.

Свое мнение о том, какую роль в сохранении памятника сыграл металлический каркас, высказал замдиректора музея–заповедника по реставрации памятников Кижского архитектурного ансамбля Николай Попов: – Считаю, что трудно переоценить роль внедрения каркаса в конструкцию церкви. Это произошло впервые в стране, а может быть даже и в мире. Церковь уже фактически падала, и идея металлического каркаса была смелой и в то же время спасительной, поскольку тот изначально был задуман не только для укрепления сруба, но и для последующей его реставрации. Для своего времени это был абсолютно передовой проект, и очень жаль, что тогда его не дали завершить: процесс остановился на долгие годы, а церковь оказалась законсервированной. Каркас за все три десятка лет, прошедшие с момента его установления, в буквальном смысле слова «не дал памятнику упасть».

Конструкция железобетонная: наверху железо, в основании – бетон. Семь ярусов, семь настилов служат для того, чтобы можно было проводить реставрационные работы. Сделано все было очень качественно, правда, не без огрехов: частично пострадали отдельные детали, где‑то была перепилена балка. Хотя все это не столь значимо и вовсе не «невосполнимо», как считают некоторые критики и оппоненты. Это очень небольшой процент утрат, и он не стоит того шума, который поднимают противники проекта реставрации Преображенской церкви. Авторов проекта – Смирнова, главного инженера, и Зайцева, архитектора – откровенно заклевали рьяные деятели. А каркас все стоит и сейчас выполняет свою функцию – без него реставрация на том уровне, как она делается сегодня, была бы невозможна.

К сожалению, в прошлом году Зайцев ушел из жизни, а Смирнова я видел лет пять назад, он после всех нападок сразу уволился из «Спец–проектреставрации» и работал в коммунальном хозяйстве Балашихи главным инженером. Больше ничего об этом человеке не знаю, сейчас ему должно быть уже лет семьдесят. Это были очень талантливые люди. «Доброжелатели» с академическими званиями не дали осуществиться их проекту. Но сегодня мы работаем, и Преображенская церковь реставрируется поярусно, как это, в принципе, и было задумано нашими предшественниками.

Рассказывает ведущий инженер службы реставрации музея–заповедника «Кижи» Александр Куусела: — Металлокаркас, установленный в 80-е годы, укрепляет не только сруб храма, но и держит на себе все необходимые системы обеспечения: электрооборудование, датчики пожарной сигнализации и т.д. Он помог смонтировать современную систему лифтинга. Таким образом, каркас в полной мере справляется со своими функциями: технологической и страховочной системы сруба от деформаций. На мой взгляд, после завершения реставрационных работ и демонтажа каркаса следовало бы найти в музее место, например, на одном из островов по ходу движения теплоходов, и вновь собрать его. Пусть стоит на всеобщее обозрение как памятник инженерной мысли и колоссальному труду множества людей.

* * *

Сегодня Преображенская церковь «парит в воздухе», держит ее над землей надежная опора из металлических конструкций, которым, как показало время, цены нет.

Татьяна Николюкина

Ссылки и документы:

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф