Раздел XI Реставрация иконостасного комплекса Преображенской церкви VkontakteFacebook

Реставрация иконостасного комплекса Преображенской церкви

Рис.61. Схема иконостаса Преображенсокй церкви

Реставрация Преображенской церкви предполагает восстановление интерьера, все элементы которого с 1981 г. хранятся в разобранном на составные части виде в фондах музея «Кижи». Храмовое убранство состоит из 4-х ярусной резной золоченой иконостасной рамы, в которую вставлялась 101 икона, 16 расписных тябл «неба» и 6 фризов, прикрывавших стыки потолка и сруба. Необходимо отметить, что все элементы внутреннего убранства впечатляют не только мастерством исполнения, но и своими размерами.

Размеры икон внушительны. Усредненные цифры на 1 икону по рядам выглядят следующим образом: 28 икон из праздничного ряда — 100×70 см. ; 28 образов пророков — 85×80 см; 29 деисусных икон — 156×70 см; 16 икон местного ряда — 170×140 см.

Все иконы (101 ед.) написаны темперой. Размеры 65 ставов, обрамлявших иконы, соответственно, еще больше. Верх ставов имеет крупный антамблемент, с боков ставы украшены съемной резьбой в виде баз, колонок, плакеток, капителей, всего в количестве 210 единиц хранения. Резное дерево покрыто меловым грунтом и позолочено.

Перед демонтажем (1980–1981 гг.) позолоченное покрытие резного иконостаса было укреплено водными дисперсиями СВЭД и ВА 2 ЭГА. С 1991 г. на аварийные участки накладывались профилактические заклейки. В 1994 году состояние позолоты было зафиксировано специалистами как аварийное. Работы по консервации не проводились, за исключением отдельных деталей, на которых отрабатывалась методика реставрации позолоченной поверхности резьбы Преображенского иконостаса. Реставрация позолоченной поверхности в таких объемах потребует нескольких лет напряженного труда бригады реставраторов.

Следует обратить также внимание на то, что ставы уже более 25 лет хранятся в разобранном виде и за эти годы могли произойти конструктивные деформации. В отличие от резьбы иконы постоянно в поле внимания реставраторов темперной живописи.

В 1950–60-е гг. были отреставрированы иконы местного ряда. Некоторые из них («Зосима и Савватий Соловецкие с житием», «Собор Богоматери», «Преображение», «Покров», «Лоно Авраамово») в связи с экспонированием на различных выставках прошли повторную реставрацию (довыборка олифы и загрязнений, прописей, тонировки, покрытие лаком). Остальные иконы нижнего ряда для установки их в иконостасе по завершении реставрации церкви необходимо привести в экспозиционный вид.

Иконы праздничного, деисусного и пророческого рядов в 80-е годы ХХ столетия прошли полную реставрацию. К сожалению, иконы хранились в фондохранилище в г. Петрозаводске в условиях, как оказалось, неприемлемых для живописи на деревянной основе. Спустя несколько лет после реставрации большая часть икон оказалась в аварийном состоянии. Подвижность (анизотропия) древесины, вследствие перепадов температурно-влажностного режима, повлекла за собой отслаивание, отставание и осыпи грунта, красочного слоя и позолоты). На все иконы пришлось наклеить профилактические заклейки, включая позолоченные фоны и нимбы. В 2001–2002 гг. большая часть икон была перевезена на остров Кижи, где им созданы условия аналогичные тем, в которых они находились в течение всей своей предыдущей жизни. На значительной части икон в 2002–2004 гг. было выполнено укрепление грунта и красочного слоя. Двенадцать икон прошли повторную реставрацию в связи с экспонированием на выставках. Аварийная ситуация была устранена, однако на 2/3 икон придется делать повторную реставрацию, так как на иконах имеются утраты грунта, красочного слоя и позолоты, утрачены реставрационные тонировки. Все это потребует опять же значительных временных, финансовых и трудовых затрат. Из элементов интерьера Преображенской церкви, кроме иконостаса, в полном составе сохранились тябла (16 ед.), замковое кольцо и фризы (6 ед.) «неба», а также два фрагмента тябл иконостаса. Укрепление красочного слоя выполнялось в 1998 г. на 2 фризах и 10 потолочных тяблах. По всей вероятности, консервацию живописи придется выполнять на всех перечисленных элементах, в том числе: на 12 предметах повторно, а на остальных — впервые. Объемы предстоящих работ более чем внушительные, и для того, чтобы успеть подготовить интерьерные элементы к завершению реставрации церкви, необходимо немедленно выполнить ряд обязательных условий, без которых невозможно проведение реставрационных работ, а именно:

  1. Организовать реставрационную мастерскую (летнюю) на острове в Пудожском секторе. Мастерская может быть только там по следующей причине: ставы и детали хранятся в домах Пудожского сектора, перевозить их по причине аварийного состояния нельзя.
  2. Электрифицировать Пудожский сектор. Без электроснабжения работа невозможна. 3. Оснастить мастерскую необходимым оборудованием, материалами, инструментами.
  3. Подготовить специалистов: резчиков по дереву, реставраторов по позолоте.
  4. Приглашать на договорной основе реставраторов для реставрации элементом интерьера. Для этого подготовить места для проживания специалистов.

Сегодня можно говорить о том, что первые шаги к выполнению программы электрификации Пудожского сектора уже выполнены. Построены высоковольтная линия и трансформаторная подстанция, выполнен проект низковольтных сетей сектора, заключен контракт на их возведение зимой 2007–2008 года. С вводом низковольтных сетей электрификация Пудожского сектора будет завершена, и создаются возможности выполнения остальных пунктов программы.

Проведена работа и по организации временной реставрационной мастерской. Для этого оборудовано помещение в сарайной части отреставрированного дома Вичурина в дер. Ямка. Там же выделено помещение для временного проживания привлекаемых к реставрации икон специалистов. Благодаря этому стало возможным начать реставрационные работы по иконостасу уже в 2007 году. В течение лета 2007 года в мастерской уже работали на реставрации резной рамы иконостаса специалисты Московской реставрационно-художественной мастерской в количестве трех человек. Созданными для работы и проживания условиями специалисты остались довольны и смогли выполнить значительный объем работы.

Хотелось бы заострить внимание на том, что осталось не так уж много лет до 300-летнего юбилея Преображенской церкви, время на подготовительные работы по реставрации иконостаса уходит, и наверстывать его будет сложно, а поэтому необходимо как можно скорее решить все вопросы и незамедлительно приступать к выполнению реставрационных работ по иконостасу.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф