Музалевская И.М. (г.Москва)
Музеи: образовательный форсайт Vkontakte@kizhi

Сегодня тема образования в учреждениях культуры главным образом связана с подготовкой образовательных мероприятий для посетителей (публики, целевых аудиторий): тематических занятий, лекций, мастер–классов, интерактивных программ и экскурсий, интеллектуальных игр и интегрированных уроков. Работают культурно–образовательные центры и студии творческого развития.

На этом позитивном фоне музейные специалисты остаются сапожниками без сапог, поскольку сами они не встроены в стройную и регулярную систему профессионального образования и самообразования, которая соответствовала бы современным стандартам профессиональной деятельности. На специалистов сферы культуры не распространяются формальные требования обязательного и систематического повышения квалификации, как это принято у преподавателей вузов, врачей и других специалистов социальной сферы. Невелико число тех, кто за последние годы прошел обучение на профильных программах профессиональной переподготовки и повышения квалификации, принял участие в образовательных семинарах. Несмотря на отдельные внутримузейные инициативы, в России пока нет структуры, которая могла бы выполнять функцию методического центра по информатизации музеев, ориентированного, в том числе, на обучение музейных специалистов с учетом макроконтекстов: социокультурного, информационного, технологического. Положение с профессиональным уровнем в некотором смысле спасает ежедневная погруженность сотрудников в концентрированную культурную среду. Однако это не является достаточным условием для конструктивного и осмысленного саморазвития, развития собственного профессионализма, своей команды и института музея в целом.

Обсуждение вопросов, связанных с образованием и развитием специалистов сферы культуры, бессмысленно вне контекста представлений о будущем институтов памяти. На конференции АДИТ–2012 в рамках секции «Непрерывное образование – условие развития» будет проведена игра «Музеи: образовательный форсайт», которая позволит участникам составить представление о современных информационно–технологических вызовах, влияющих на портрет музея в ближайшем и стратегическом будущем, о базовых сценариях развития музеев и о путях и средствах движения к музею будущего. В первую очередь, речь пойдет об образовательных решениях, позволяющих музейным специалистам уловить, воспринять и понять актуальные общественные и технологические запросы и с их учетом пересобрать музей в его перспективном образе. Ключевым станет обсуждение вопросов о том, а) может ли АДИТ стать площадкой для систематической подготовки специалистов по информатизации музеев и б) может ли образовательная программа по подготовке музейных специалистов стать общим делом и объединяющим проектом НП АДИТ?

Суть игры заключается в проведении экспертных дебатов по 4-м проблемам:

  1. Будущее музеев (задание 3 ключевых определяющих характеристик);
  2. Перспективы информационных технологий (анализ 3 ключевых трендов);
  3. Будущее образования (анализ 3 ключевых трендов);
  4. Предложения по содержанию и форматам совместных проектов и инициатив НП АДИТ.

1 такт игры: в форме законченных логических рассуждений приводятся аргументы и контрагрументы по 4-м перечисленным проблемам;

2 такт: обсуждение обостряется за счет вбрасывания тезиса о том, что музеи в будущем не сохранятся в реальном материальном виде и полностью уйдут в виртуальную среду;

3 такт: интегрируются и взаимопроверяются результаты экспертных дебатов по 4-м проблемам. Осуществляется их сборка и оглашение результатов в манифесте: «Чтобы у музеев было будущее, нужны следующие шаги по учету тенденций и развитию технологий, образования и профессиональной ассоциации АДИТ…»

Общая схема игры «Музеи: образовательный форсайт» приведена на схеме:

// XVI Ежегодная международная научно-практическая конференция АДИТ–2012
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2012.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф