Метки текста:

Музеефикация Экспозиция

Борисова В.Л. (Старая Ладога)
Музейный клуб, как способ консолидации музея с местным сообществом Vkontakte@kizhi

Сегодня село Старая Ладога Волховского района Ленинградской области – место довольно известное. В 2003 году этот небольшой населенный пункт с населением чуть более двух тысяч человек отпраздновал свое 1250-летие. По праву Старая Ладога, или, как она именовалась до 1704 года – Ладога, признана древнейшим городом Северной Руси, начальной точкой будущего Русского государства. Дважды Старую Ладогу посетил Президент Российской Федерации, В.В.Путин, благодаря чему еще более усилился интерес туристов и экскурсантов. Посещаемость музея сегодня приблизительно на 20% превышает показатели вполне благополучных «доперестроечных» лет.

Дата – 1250 лет – не безлика. Эту дату буквально «подарили» и ладожанам, и всем остальным люди одержимые и заинтересованные – ученые–археологи, а также – сотрудники Староладожского историко–архитектурного и археологического музея–заповедника. Начиная с последней четверти XIX века, и на протяжении всего двадцатого столетия здесь ведутся серьезные исследования, любой археологический сезон способен принести историческую сенсацию. Предметы материальной культуры – свидетельства прошлого – способны дать почти полное представление о жизни и занятиях ладожан, о торговых и военных отношениях. Некоторые находки действительно являются редкими, единичными.

Насыщенная жизнь и деятельность Староладожского музея, а в летнее время – и Староладожской археологической экспедиции происходит на глазах у жителей Старой Ладоги. Но мы не могли не заметить и не признать следующее – как это часто происходит в исторических городах, ежедневно созерцаемое становится обыденным, в глазах местных жителей теряя свою уникальность и ценность. Интерес к Старой Ладоге и собранию музея со стороны экскурсантов–жителей других городов и регионов огромен, а местные жители буквально обходили музей стороной.

Отчасти причиной этого было то, что вся территория села – заповедная зона, и никому не дано бесконтрольно возводить дома, хозяйственные постройки, разрабатывать огороды. А этим, собственно, до сих пор живет большая часть сельчан. В существовании музея, как учреждения, жители видели только проблему – необходимость лишний раз согласовать вид и высоту нового забора, размеры усадьбы, и только. Ценнейший пласт исторической информации для местного жителя оставался, в лучшем случае, на втором плане, проблемы быта и хозяйственная необходимость затмили в зачатке стремление к жизни духовной, к качественному досугу и самообразованию.

Ситуация казалась «тупиковой» – жители села абсолютно не стремились к контакту с музеем. Посещали музей только группы школьников, да и то – крайне редко. И тогда, по инициативе научно–просветительного отдела музея, было найдено интересное решение по снятию противоречий между музеем и сельской общиной.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 2005 году мы открыли клуб «Тысячелетие», позиционировав его как клуб любителей истории и культуры. В числе первых приглашенных – местная интеллигенция: педагоги школ, медработники, а так же – студенты ВУЗов. Создание клуба является не только попыткой привлечь внимание, призвать к диалогу, сотрудничеству, но и предложить качественную альтернативу массовым и досуговым мероприятиям микрорегиона. Именно местная интеллигенция оказалась «обделенной» стороной, так как, в основном, мероприятия культурно–просветительных учреждений носят развлекательный характер.

В течение 2005-го года было проведено 5 мероприятий. Дело для нас было новое, необходимо было следовать сразу нескольким критериям:

Запланированные мероприятия – различны по форме: музыкальный салон; тематический вечер «Былое и… дамы…» с элементами театрализации; неформальная встреча с археологами «Прогулка в век десятый…», которая состоялась непосредственно возле раскопа; салон «Мне досталось в наследство…» К каждому мероприятию тщательно подбиралась информационно–предметная база. Например, во время вечера «Былое и… дамы…» мы смогли продемонстрировать несколько предметов из историко–бытового фонда музея (кто знает, когда смогли бы их увидеть ладожане, если бы не стали членами клуба!). Одна из ведущих – в туалете конца XIX века, то – пыталась поправить форму перчаток специальной «распялкой», то – прогуливалась по залу под кружевным зонтиком… Никого не оставил безразличным и фрагмент «Монахиня» – инсценировка стихотворения, написанного местной жительницей, и посвященного заточенной в Успенском Староладожском монастыре инокини Елене (первой жене Петра I, Евдокии Лопухиной):

Свеча мерцает, мышь скребется близко…И своды кельи нависают низко,Слаба царица – все блюдет посты…– Сестра моя! Боюсь я темноты!– В палатах царских света было много…

В этом тоже есть положительный момент по установлению добрых отношений с местным сообществом. Вряд ли кто, даже из самых талантливых жителей глубинки, может сегодня опубликовать свои «творения». С помощью же нашего клуба становится обнародованной небольшая часть стихов, текстов песен и т.п.

Первоначально нас немного смущала некая «закрытость» клуба. Причина – небольшая площадь помещения, мы не могли принять одновременно более 25 человек. Но эта проблема для нас обернулась неожиданной удачей – клуб «Тысячелетие» большинством ладожан был воспринят «элитарным», быть членом которого – почетно и престижно. И, понимая, что ограниченная площадь зала не может наложить «табу» на посещение мероприятий музея, мы вынуждены были повторять наши вечера для новой аудитории.

После каждого занятия–встречи мы просили гостей ответить на вопросы анкеты. По отзывам, более половины «открыли для себя музей по-новому». Раньше они считали, что музей просто хранит предметы старины и часть из них можно увидеть на экспозиции. Приблизительно треть респондентов, благодаря посещению мероприятий клуба, заинтересовались историей своего дома или семьи. Так же, треть респондентов, пожелали прийти на какое-нибудь занятие с детьми.

Кстати, последняя встреча 2005 года, была подготовлена в соответствии с пожеланиями. Мы назвали ее «Семейный вечер в музее», и постарались, чтобы она была интересна и малышам, и бабушкам. Здесь была и «Историческая костюмерная», и мастер–класс по приготовлению сбитня, и даже – абсолютно новая игра, лото «Моя семья и я».

О противоречиях между музеем и сельской общиной уже было сказано ранее. И, быть может, закономерно, что во время наших встреч с ладожанами, в перерыве, после мероприятия, задавались вопросы, не имеющие прямого отношения к теме вечера, но – обязательно – к функциям и полномочиям музея относительно использования и освоения территории села. Подобных вопросов было много, и в дальнейшем мы планируем проводить «День информации», когда по телефону или лично можно будет получить ответ на интересующий вопрос.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

При планировании на 2006-й год мы учитывали интересы членов клуба. Цель достигнута – доброжелательный контакт с жителями Старой Ладоги установлен, и следующая задача – сделать все для того, чтобы интерес к музею, как хранилищу исторической памяти, как центру информации и досуга, не был утрачен.

// Актуальные проблемы развития музеев-заповедников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф