Метки текста:

Астрономия Коллекция музея-заповедника «Кижи» Медиевистика Музейные коллекции Рукописи Текстология

Быкова В.М. (г.Петрозаводск)
Астролого-астрономические тексты в составе кижской рукописи КП-4183: проблемы текстологии VkontakteFacebook

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №04-04-00291а.

Рукопись КП-4183 – сборник рубежа XVII–XVIII вв. из собрания музея–заповедника «Кижи», принадлежавший заонежским крестьянам Корниловым [1] . Этот сборник уже привлекал внимание исследователей в связи с изучением содержащихся в нем сочинений по физиогномике и ятрософии [2] .

В данной рукописи содержится уникальная подборка астролого–астрономических текстов, сопровождающаяся большим количеством иллюстраций. При исследовании этих текстов возникает ряд текстологических проблем: источники этих текстов, характер протографа данной подборки, ее место в кругу уже известных в науке произведений названной тематики, соотношение текстов внутри сборника. В данной работе мы определим состав корпуса астролого–астрономических сочинений кижской рукописи и выявим круг древнерусских произведений, являющихся текстуально родственными данным сочинениям.

Тематически все рассматриваемые тексты рукописи КП-4183 можно разделить на три группы. Группа календарных сочинений: «О днях злых», «Сказание о лунных днях». Первый текст оказывается родственным произведениям со сходными заголовками, неоднократно публиковавшимися [3] . Однако они сопровождаются абсолютно разными предисловиями и имеют отличия в календарном перечне. Следующее произведение связано с известным апокрифом Лунником. Однако наш текст сохранил только начало произведения, но уже по нему видно, что он имеет отношение к иной редакции Лунника, чем те, которые публиковались [4] . Текст, изданный Е.Б.Смилянской, очевидно, зависит от текста Н.С.Тихонравова, являясь его сокращением, тогда как в нашем тексте содержится оригинальное предисловие, и начало текста имеет иную формулировку.

Следующая группа текстов кижской рукописи представляет собой подборку произведений, читавшихся в составе Планетника. Этот сборник специально изучался Н.Н.Кононовым [5] , выделившим несколько его редакций. В кижском сборнике отчасти сохраняется последовательность текстов, присущая полной редакции Планетника и соотносящаяся с его наиболее ранних типом, представленных сборником XVI в. из Виленский библиотеки №22 [6] . Первый текст не имеет названия, он начинается предисловием о премудрости и имеет подзаголовки по знакам зодиака, открываемым Овном: «Ты же Рувим, наречеся звезда твоя Овен». В нем каждому знаку зодиака присвоен не только месяц, но и имя одного из сыновей Иакова (Рувим, Иосиф, Семион и т.д.). Следующий текст открывается предисловием «о поесех небесных» и имеет заголовок «О седми звездах великих, якоже нарицаютце планиты, о деле их, о исходе и о домех». В нем описаны семь «звезд»: Крон, Зевес, Ариес, Солнце, Афродит, Ермис, Луна, – и характеры людей, родившихся под этими звездами).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Особое место в данной группе занимают тексты, имеющие варьирующийся заголовок «О 12 зодеех», в нашей рукописи они окружают два описанных сочинения, причем среди предшествующих текстов один «О двунадесяти звезд зодеех» (л.31–31 об.) практически тождествен одному из последующих «О 12 зодиях» (л.106–107), но они открывают разные группы текстов. Н.Н.Кононов отметил, что все Планетники носят следы свода, но о его направлении говорить сложно [7] . Рассмотренная группа астролого–астрономических текстов также дает новый вариант сочетания текстов, причем и сами тексты имеют отличия от рассмотренных Н.Н.Кононовым (хотя об этом говорить сложнее всего, так как мы судим лишь по цитатам, приведенным в статье исследователя). Очевидна необходимость текстологического изучения данных сочинений с привлечением всех известных списков Планетника, только тогда можно будет определить их место в истории данного сборника.

Пожалуй, наибольший интерес представляет текст, выделенный нами в третью группу «Печать царя Соломона премудраго, сына Давидова, иже царствова во Израили». Композиция текста такова: предисловие: о сотворении мира, 1 часть: о небесах, 2 часть: о планетах небесных (Крон, Зевес, Скорпия, Дева, Солнце и Заря (Афродит), Коло, Чигирь), заключение: перечень звезд и прогностические рассуждения. Текст сопровождается иллюстрациями, поясняющими изложение.

«Печать Соломона» – вариант модели вселенной от сотворения до настоящего момента как «красоты хождения»: черты традиционных и апокрифических представлений о небесах: три иерархии ангелов: псевдо–Ареопагит, книга Еноха, Печать Соломона. Планетная иерархия: миф и реальность. Параллель / тождество звезд Чигирь и Заря (Афродит) – Венера (евр. zohar – цыгр – Венера). Данный текст абсолютно не изучен и нуждается в публикации.

Таким образом, в составе кижской рукописи КП-4183 сохранились астролого–астрономические тексты, изучение которых может прояснить текстологическую историю Планетника. Кроме того, текст «печать царя Соломона» представляет самостоятельный интерес как законченная космологическая модель. На сегодняшний день он сохранился только в изучаемой рукописи.

// Актуальные проблемы развития музеев-заповедников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф