Метки текста:

География Музеефикация

Замятин Д.Н. (г.Москва)
Географические образы музеев-заповедников VkontakteFacebook

Концепция географических образов – это новое научное направление в рамках гуманитарной географии. Гуманитарная география в целом занимается исследованиями различных способов представления и интерпретации земного пространства, в том числе культурных ландшафтов, территорий и сред разных социокультурных рангов и специализаций. Под географическими образами здесь понимается система взаимосвязанных знаков, символов, стереотипов, ярко и наглядно характеризующих ту или иную территорию [1] .

Музеи–заповедники, как правило, располагают значительной территорией и разнообразными культурными ландшафтами, включающими памятники культурного и природного наследия. Социокультурная деятельность музеев–заповедников связана как с охраной и использованием памятников, расположенных на их территории, так и с культурным освоением прилегающих районов, представлением самого музея–заповедника как открытого социокультурного пространства. Культурные ландшафты музеев–заповедников имеют, чаще всего, тенденцию к расширению – как, по возможности, самой территории, принадлежащей в той или иной мере заповеднику, так и собственных географических образов.

Географические образы музеев–заповедников – это взаимосвязанные знаки, символы и стереотипы наиболее важных и ценных культурных ландшафтов с точки зрения охраны и использования культурного и природного наследия данной территории. Следует отметить, что подобные образы могут включать знаки и символы ландшафтов, находящихся за пределами непосредственной территории музея–заповедника, однако являющихся архетипическими для района, где расположен сам музей. Как правило, географические образы музеев–заповедников представляют собой сочетание визуальных (иконических) знаков и символов (живописное или графическое произведение, фотография, видео–или киноряд), письменных текстов, фрагментов и слоганов, звуковых символов (простая и запоминающаяся мелодия), а также картографических произведений, использующих и визуальные, и письменные знаки.

Специфика географических образов музеев–заповедников состоит в акцентировании внимания воспринимающего образы на наиболее существенных природных и культурных памятниках, исторических событиях, именах людей, связанных своей деятельностью с данной территорией. При этом важно подчеркнуть, что репрезентируемые географическими образами памятники, события и имена должны обязательно ассоциироваться с культурным и природным наследием как района музея–заповедника, так и страны в целом (а иногда также и с Всемирным культурным и природным наследием). Иначе говоря, географические образы музеев–заповедников являются образами, в когнитивной структуре которых доминируют представления о роли локальной историко–культурной памяти и/или локального историко–культурного забвения.

Формирование и развитие географических образов музеев–заповедников связано с отбором необходимой историко–культурной и географической информации, анализом выделяемых здесь культурных ландшафтов и трансформацией отобранной информации вкупе с результатами культурно–ландшафтного анализа в соответствующие образы. Таких образов, естественно, может быть несколько; они могут сосуществовать в образных пространствах музеев–заповедников, формируя согласованные и взаимосвязанные системы, а иногда они могут и противоречить друг другу – в зависимости от поставленных при конструировании географических образов целей (социокультурных, маркетинговых, рекламных, педагогических и т.д.). В известном смысле, подобные образно–географические системы являются ментальными «матрёшками», поскольку каждый географический образ сам по себе также – знаково–символическая система.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сложности и трудности формирования географических образов музеев–заповедников коренятся в ностальгической природе выделения и отграничения культурных ландшафтов музеев–заповедников от окружающей территории. Хотя социокультурная деятельность музеев–заповедников в рамках концепций экомузея, мегамузея, «открытого музея» должна быть ориентирована вовне, способствуя расширению изначального культурного пространства [2] , однако она всякий раз может сталкиваться с проблемой формирования совершенно иных по генезису географических образа региона в целом. Жители соседних с музеем–заповедником территорий могут создавать и развивать принципиально иные географические образы, ориентированные на сиюминутные задачи местной социокультурной и социально–экономической деятельности – в том числе самого музея–заповедника.

Проблема образно–географического конфликта музеев–заповедников с окружающей территорией частично разрешима за счёт уже хорошо известных и часто используемых технологий встраивания местных социокультурных сред в различные музейные педагогики, стратегии воссоздания старинных ремёсел, в широкую деятельность по развитию и культивированию историко–культурной памяти региона. Однако в такой постановке она может быть решена полностью только в случае построения более общих социокультурных и гуманитарно–географических контекстов, в рамках которых музейные и немузейные географические образы будут достаточно эффективно взаимодействовать. В каждом отдельном случае подобные контексты должны разрабатываться с учётом специфики конкретного музея–заповедника и близлежащих территорий.

Образно–географическая методология предлагает ряд подходов к разработке региональных социокультурных и гуманитарно–географических контекстов. Один из таких подходов – это создание образно–географических карт территории, ориентированных на те или иные культурные ландшафты. Такой подход позволяет учитывать особенности формирования культурных ландшафтов музеев–заповедников – в частности, их метафорическую насыщенность или же направленность на конструирование гипотетических мест и пейзажей, связанных с творчеством Гения места (например, в случае литературных музеев–заповедников – Михайловского, Ясной Поляны, Спасского–Лутовинова, Шахматова, Вёшенской и т.д.).

Образно–географические карты музеев–заповедников должны включать в себя как общие метафоры и символы, утверждающие культурное и природное наследие региона в целом, так и более частные топографические знаки и символы, характеризующие культурные ландшафты самих музеев–заповедников. Кроме того, на такой карте должны присутствовать важнейшие территориальные образы и символы местных социокультурных сообществ и их культурных ландшафтов, связанные содержательно с теми или иными образами означенных выше двух типов. При этом возможен вариант, когда часть образов различных типов может совпадать друг с другом; тогда, естественно, вероятность нахождения оптимальных траекторий взаимодействия музея–заповедника с местными социокультурными сообществами повышается, а сам музей–заповедник может в пределе рассматриваться как социокультурное ядро всей территории, как своего рода её «локомотив».

// Актуальные проблемы развития музеев-заповедников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф