Метки текста:

Музеефикация Обрядовый фольклор Обряды Песенная традиция Фольклор Экспозиция

Михайлова Н.С. (г.Петрозаводск)
Фольклорно-этнографический театр: специфика работы музейного коллектива VkontakteFacebook

С 1989 года в музее–заповеднике «Кижи» действует фольклорная группа (ныне – фольклорно–этнографический театр). Существование фольклорного ансамбля в музее под открытым небом имеет свои специфические особенности, отличающие его от других коллективов, работающих в этом направлении.

Одна из главнейших задач деятельности ФЭТ – реконструкция обрядов, традиционных праздников, бесед и создание на их основе «живых» экспозиций. Крестьянский танец, песня рассматриваются как музейный предмет, «экспонат» духовной культуры, что определяет направленность на этнографическую точность их воспроизведения.

Создание выставочной программы ФЭТ строится на двух этапах работы. Первый предполагает написание сценарного плана выставки–реконструкции с детальной проработкой каждого компонента обряда: определением состава участников обряда, их роли и действий, подбором песенного, танцевального и игрового репертуара, описанием костюмов, предметов интерьера и т.д. Эта работа основана на изучении архивных, литературных источников и экспедиционных записей. На втором этапе подобранный материал разучивается с участниками ФЭТ. Наряду со сложностями освоения нового репертуара возникает ряд проблем стилистического характера. Этнографическая точность воспроизведения требует освоения певческой, хореографической манеры, диалектных особенностей языка конкретной локальной группы, что основано на знании и понимании образа жизни и мышления носителей данной традиции. Для современного городского жителя, с другими устоями и темпом жизни, это одна из наиболее трудных задач. Непонимание образа зачастую приводит к некоторой искусственности исполнения, «играния» в свадьбу, бесёду и т.д. При освоении нескольких традиций ситуация усложняется и требует от исполнителя умения переключаться и контролировать себя.

Еще одна сложность, возникающая при работе с аутентичным материалом, – взаимоотношение точности воспроизведения и ориентированности на зрителя. В естественных условиях традиция не предполагает наличие зрителя, каждый является активным или пассивным участником действия. Когда появляется зритель, вступают в силу законы сцены, что требует пересмотра целесообразности воспроизведения многих компонентов обряда. Встает необходимость значительного сокращения времени исполнения (от нескольких дней до минут) за счет убирания повторяющихся структур, несценичных и трудно воспроизводимых в имеющихся условиях фрагментов, исполнение песен, как правило, сокращается от 7–10 до 2–3 минут. При этом необходимо сохранить основные маркирующие элементы обряда. Для того, чтобы облегчить восприятие и наряду с этим составить наиболее полное представление, показ программы целесообразно предварять рассказом об обряде. Подобная практика получила применение при проведении лектория «Праздничная культура русских Олонецкой губернии». В условиях, когда рассказ невозможен, исполняются фрагменты программ или отдельные образцы народного творчества.

Репетиционная деятельность ФЭТ проходит с октября по май, она готовит коллектив к самому сложному и насыщенному времени работы – туристическому сезону на о.Кижи. Специфика выступлений на острове существенно отличается от городских концертов. Группы туристов задерживаются на площадке фольклорной группы всего на 2–3 минуты. В связи с этим, существует несколько вариантов презентации фольклорной группы туристам: 1) автономное исполнение программы вне зависимости от потока туристов; 2) исполнение отдельных песен и танцев из разных программ для каждой группы зрителей. Выбор варианта зависит от состава участников выступления, погодных условий, наличия или отсутствия помещения и заявок туристических групп. В первом случае во время показа программы экскурсовод или один из участников ансамбля комментирует исполняемое ФЭТ. В такой ситуации лучше использовать программы–реконструкции бесед («Прядимая беседа», «Молодежные игримые беседы»). Обряды, подобные свадебному, где действия тесно связаны между собой и требуют комплексного восприятия, в таких условиях показывать нецелесообразно. Второй вариант чаще используется на улице при большом количестве участников. Как правило, в такой ситуации исполняются наиболее характерные, яркие образцы традиционной культуры. Подобные выступления приводят к некоторым осложнениям в работе фольклорного ансамбля: многократное повторение одних и тех же фольклорных образцов приводит к выхолащиванию стилистических особенностей, моменту «усталости» от однообразия исполняемого материала.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Стремление ансамбля к этнографической точности воспроизведения накладывает отпечаток и на костюмы его участников. Каждая программа требует изготовления комплексов одежды, соответствующих представляемому региону, времени и роду занятий. В отличие от других коллективов, участникам ФЭТ требуется наличие нескольких костюмов и их смена, в связи с быстрой потерей должного внешнего вида, через 2–3 года.

Деятельность ФЭТ не имеет аналогов в музейной практике и требует деликатного введения в экскурсионное обслуживание.

// Актуальные проблемы развития музеев-заповедников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф