Метки текста:

Коллекция музея-заповедника «Кижи» Музеефикация Музейные коллекции Реставрация Экспедиции Экспозиция

Набокова О.А. (г.Петрозаводск)
Проблемы научно-фондовой работы в музее-заповеднике «Кижи» Vkontakte@kizhi

Проблемы научно–фондовой работы имеют разную природу и разные пути решения. Одни проблемы порождены просчетами в начальном проектировании музея и поддаются решению только при достаточном финансировании. Другие – носят концептуальный характер и продиктованы спецификой музея. Жесткий регламент заставляет ограничиться их перечислением, но даже простой перечень проблем оказывается полезным, так как отмечает области приложения особых усилий в ближайшем будущем музея.

Фондовое собрание – на десятилетие старше музея, и в год сорокалетия ему впору отмечать свой полувековой юбилей. В 1950-х годах, когда началась реставрация Кижских храмов, жители окрестных деревень, предчувствуя появление музея и не дожидаясь официальных решений, передавали реставраторам предметы старины. Музей родился, имея в своем распоряжении около 2000 предметов. К 1.01.2006 г. в фондах музея–заповедника «Кижи» числилось уже более 42,0 тыс. предметов. Коллекции музея стали одним из самых полных собраний памятников, характеризующих традиционную культуру народов Карелии. Основная часть собрания датируется XIX – началом XX вв., но в ряде коллекций нижний предел уходит к XVI–XVII векам, а археологическая коллекция отражает древнейший период истории Карелии. Фондовое собрание, призванное документировать исторические явления, содержит все виды исторических источников. Среди них – традиционные для музеев вещественные, письменные и изобразительные источники, а также те, которые в последнее время все чаще называют динамическими (аудио-, кино-, видеозаписи на современных носителях информации).

Одна из основных функций музея – хранение вверенных ему ценностей. Главная проблема на пути к её реализации родилась вместе с музеем. При создании музея–заповедника «Кижи» в 1966 году база для хранения музейных ценностей не была предусмотрена. Постоянно растущие фонды музея ежегодно перемещались по острову, и только к концу 1990-х годов удалось их сконцентрировать в двух секторах музея – в д.Васильево и на Пудожском секторе. Сейчас в деревянных памятниках острова Кижи хранится четвертая часть всего собрания. Это этнографические коллекции, а также произведения древнерусской живописи, происходящие из храмов острова Кижи и его окрестностей. Остальные коллекции хранятся в г.Петрозаводске, в помещении швейного цеха бывшего Доме быта. Ни одно из хранилищ музея сейчас не обеспечивает сохранности музейного фонда.

Отсутствие помещений рождает проблемы и в области организации консервационно–реставрационных работ. За время существования музея высококлассные специалисты страны выполнили огромный объем реставрационных работ на иконах из Кижских храмов. Тем не менее, уже в начале 1970-х годов стало очевидно, что музей не может обойтись без своих реставраторов. Подготовив за сорок лет ряд специалистов, музей не имел возможность создать нормальные условия для их работы.

К важнейшим реставрационным проблемам музея относится сохранение золоченого покрытия на резной иконостасной раме Преображенской церкви, датируемой второй половиной XVIII века. В 1979–1989 гг., иконостас был демонтирован и передан на хранение в фонды музея. Состояние его золоченого покрытия всегда вызывало опасения, а в 1991 году было признано аварийным. Экстренные работы приостановили разрушение и дали возможность провести исследования. В них принимали участие специалисты России, Финляндии, Германии. Сейчас, обобщив многолетние наблюдения и мнения разных специалистов, музей (Г.И.Фролова) предлагает эффективный и щадящий метод консервации золоченого покрытия. Предложения готовятся к экспертизе.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В последнее время, благодаря постоянным усилиям музея, решение задач хранения и реставрации приобрело перспективу. Появилась возможность реконструкции старого здания в центральной части Петрозаводска и устройства в нем современного депозитария и реставрационных мастерских. Однако, учитывая, что основные экспозиции музея расположены на острове, а также ограниченность площадей будущего городского хранилища, перед музеем может встать другой комплекс проблем, связанный с необходимостью постоянной транспортировки и акклиматизации предметов, с их рациональным размещением и др.

В области фондового учета первой назовем проблему юридического оформления новых поступлений. Требования Государственной инструкции 1985 года вошли в противоречие с современными правовыми нормами. Новая договорная форма взаимоотношений между сдатчиком и музеем еще не утверждена, но настоятельно рекомендуется к внедрению в практику. Инструктивная невнятица заставляет серьезно опасаться коллапса собирательской работы, особенно проводимой в полевых условиях, в труднодоступных местностях Карелии.

Музей приступил к созданию электронной базы данных в начале 1990-х годов, а в 2003 году перешел на электронные формы учета. Эта система требует для каждого сотрудника фондов индивидуального рабочего места. Сейчас отделы фондов располагают только третьей частью от их необходимого количества, что существенно отражается на всей деятельности музея, опирающейся на использование музейных фондов.

В течение последних лет отдел учета ежегодно оформляет прием около 2000 предметов. Создание документов осуществляется с помощью электронной техники и программы КАМИС, а оформление и хранение документов выполняется по жестким правилам архивного учета. Однако проект новой Инструкции по учету и хранению фондов, не доверяя ни правилам архивного учета, ни компьютерным способам размножения одной и той же информации, настаивает на ведении рукописной Книги поступлений. Это требование не защищает от злоупотреблений, рождает множество ошибок и препятствует качественному улучшению системы учета.

Традиционное содержание научно–фондовой работы включает детальное изучение коллекций или отдельных групп предметов. Для успешной научной, научно–фондовой и экспозиционной деятельности сейчас велика потребность в общем аналитическом взгляде на музейное собрание. Даже начальный обзор фондовых коллекций показывает необходимость планомерного историко–культурного обследования территории Карелии и аргументированного пополнения фондов. Необходима и корректировка ценностных критериев отбора предметов в фонды. В настоящий момент остро воспринимается недостаток справочных изданий о фондовом потенциале музея. Важной проблемой стала каталогизация фондов и разработка сводного каталога музейного собрания. Эта задача требует огромного объема аналитической работы, связанной с систематизацией фондов, определением музейной значимости предметов и коллекций, паспортизацией отдельных предметов, решением разных методических проблем научного описания. Решение проблем научной организации, пополнения и презентации музейного собрания – назревшая настоятельная необходимость, способная оказать влияние не только на развитие научно–фондовой работы, но и на перспективы коммуникативной деятельности музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Обобщая перечень проблем, следует заметить, что вопросы развития материальной базы, а также внутримузейной управленческой политики, имеют положительную динамику решения. Таким же положительным явлением можно считать осознание концептуальных проблем, связанных со спецификой развития музея и особенностями формирования музейного собрания. Сама постановка этих проблем означает первый шаг на пути к их решению.

Наиболее сложны в решении проблемы нормативного характера. В большинстве случаев, их появление вызвано уровнем теоретического музееведения. И здесь можно увидеть ещё одну проблему. Крайне редко объектом научного внимания практикующих музейных специалистов становятся теоретические основы собственной работы, хотя именно здесь может крыться возможность решения самых сложных проблем музейной деятельности в целом и научно–фондовой работы в частности.

// Актуальные проблемы развития музеев-заповедников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф