Метки текста:

Музеефикация Судостроение Экспедиции

Наумов Ю.М. (г.Петрозаводск)
Традиционное судостроение Кижской волости – изучение и музеефикация VkontakteFacebook

С древнейших времён малые деревянные суда помогали осваивать и использовать громадные пространства Севера, покрытые водой и непроходимыми лесами. История традиционного народного судостроения и судоходства Северо–Запада России малоизучена. Причина тому, с одной стороны недостаток специальных знаний у этнографов, с другой – отсутствие интереса у профессиональных кораблестроителей к особенностям и местной специфике малых крестьянских судов.

Говоря о традиционном народном судостроении Северо–Запада, можно утверждать, что, как и плотницкое ремесло, оно существовало «испокон веков». Со времен Петра I деревянное судостроение и судоходство в России при государственной поддержке стало развиваться с учетом европейского опыта. Появились государственные верфи и учебные заведения. Но многовековые традиции судостроения продолжали существовать в деревнях. Остатки народной судостроительной культуры мы ещё можем встретить в бывших центрах судостроения Карелии и в других районах Русского Севера.

Крестьянские лодки издревле были «встроены» в традиционную народную культуру. Они использовались в качестве ведущих транспортных средств при первичном освоении края, последующих миграциях и челночных перемещениях населения в процессе трудовой деятельности. Лодки были необходимы в крестьянском хозяйстве для рыбной ловли, перевозки сена с покосов и скотины на выпас, транспортных и сплавных работ и т.д.

Онежское озеро, благодаря географическому положению, издавна привлекало внимание своими транспортными и экономическими возможностями. Кижские шхеры находятся на самом юге Заонежского полуострова, почти в центре Онежского озера. Особенностью о.Кижи и прилегающей к нему территории является большое количество островов, на которых и располагаются деревни волости, для которых издавна основным транспортным средством была лодка.

Развитое судоходство в Кижских шхерах предполагало обустройство проходов между островами и обозначения фарватеров для местных жителей, а особенно для «гостей» приходящих в Кижскую волость. Древние фарватеры проходили по маршрутам самым коротким, безопасным и удобным для плавания на разных судах Балтийско – Онежского бассейна – «кижанках», «соймах», галиотах и других.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Расположение исторической территории Кижской волости и развитое судостроение, также предполагают многовековой опыт навигации местных жителей, не только в акватории Кижских шхер, но и по всему Онежскому озеру с выходом по реке Свирь в Ладожское озеро. Это подтверждают сведения собранные у местных жителей – носителей традиций судостроения и судоходства, которые сообщают о старинных районах промыслов кижан.

Само название местной лодки – «кижанка», терминология конструктивных элементов и технология говорят о многовековой истории и развитой традиции судостроения. В течение предшествующих веков на территории Кижской волости сформировался своеобразный тип лодки, получивший в специальной и исторической литературе название «кижанка». Это название сохранилось в языке всех народов населяющих побережье Онежского озера (вепсов, карел, русских). Традиционный уклад жизни и консерватизм местного населения позволил сохранить уникальный тип лодки до современности.

Сохранившаяся до наших дней терминология конструктивных элементов и технологии строительства «кижанки» свидетельствует о связях традиций деревянного судостроения Заонежья с одной стороны с Новгородом, с другой – с Поморьем. В этих районах Русского Севера при строительстве традиционных лодок до сих пор применяются одни и те же термины.

Учитывая месторасположение и размеры Кижской волости в отдельные исторические периоды можно объяснить распространение этого типа лодки и название «кижанка» по всем берегам Онежского озера.

Известно, что в Заонежье, более распространенным было индивидуальное строительство лодок. По свидетельству потомков коренных жителей деревень Кижской волости, в каждой деревне был один или несколько плотников, умеющих строить лодки, хотя все предпочитали делать заказ известным в округе мастерам–лодочникам. Хороший мастер, из заранее заготовленного материала, мог построить лодку за одну – две недели, а с опытным помощником – всего за несколько дней.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

О богатых традициях свидетельствует скорость строительства сложных лодок, высокий уровень качества выполнения узлов и сопряжений элементов кижских лодок по сравнению с лодками других районов.

Заготовка необходимых материалов велась самим мастером до начала постройки лодки. У каждого крестьянина, промышлявшего судостроением, на сарае его дома имелись все необходимые для строительства приспособления инструменты, а так же запас материалов и заготовок для будущей лодки.

Традиционными движетелями «кижанки» являлись весла и парус. В ХХ веке стали применять стационарные двигатели, а когда появились подвесные лодочные моторы, под них стали делать на корме транец.

Интересна история традиционного судостроения исторической территории Кижской волости 1930-е–1990-е гг. В период коллективизации нарушился традиционный уклад крестьянской жизни, но потенциал Кижского судостроительного центра продолжал использоваться в русле кооперации кустарного производства благодаря заказам Гослова, сплавной конторы и некоторых других государственных организаций на строительство парусных мотоботов и больших партий промысловых лодок. В 1932 г. на о.Волк была построена мастерская, которая стала школой обучения ремеслу и местом работы более 3-х десятков крестьян из близлежащих деревень. Сразу после войны или после армии на практике прошли школу обучения молодые судостроители – более десяти человек, получив профессию и работая под руководством Ф.М.Судьина. Именно они сохранили древнюю лодку – «кижанку» до наших дней.

Говоря о сохранении и показе природных и архитектурных пейзажей окрестностей о. Кижи, необходимо учитывать, что традиционные лодки – «кижанки» на акватории Кижских шхер, являются важными, но исчезающими элементами культурного ландшафта и способствуют более полному погружению в историю.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Изучение, сохранение и популяризация наследия многовековой судостроительной культуры Русского Севера, начиная с 1999 года, проводится в музее–заповеднике «Кижи». Пользуясь письменными источниками, рассказами местных жителей, сведениями, собранными в экспедициях и историческими фотографиями, составлен достаточно полный список транспортных средств, приспособлений и построек, обеспечивающих деятельность крестьян, и подготовлены предложения по размещению их в главной экспозиции музея.

Проведение с 1999 года ежегодной «Кижской регаты» традиционных лодок, незабываемого и эффектного праздника для участников, гостей и посетителей музея «Кижи», позволяет собрать специалистов и энтузиастов, обратить внимание на проблему сохранения исчезающего народного судостроения и судоходства.

Решение проблемы возможно только при объединении усилий государства и музеев, специалистов и учёных, местных сообществ, предпринимателей и туристических фирм, обучающих и производственных организаций, в том числе в специально создаваемых центров народного судостроения. Это будет способствовать привлечению жителей сельских районов и малых городов в современную экономику и культуру через музейную деятельность.

// Актуальные проблемы развития музеев-заповедников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф